Доктор Погодин жалуется, EasyJet — платитDr. Pogodin claims, EasyJet pays
Заглавная фотография взята отсюда.
В двух словах
В далёком уже 2010 году летел я из Барселоны в Берлин рейсом лоу-кост авиакомпании EasyJet. Билет туда-обратно стоил 154 EUR, и всё бы хорошо, только вылет «туда» задержали на пять с лишним часов из-за технических проблем на борту самолёта. Это был первый такой случай в моей жизни: хотелось компенсации за понесённые неудобства, но все знакомые в один голос твердили, что ничего я не получу, ибо и до меня многие пытались, и сами и с юристами, и ничего не получили. Практически полезной информации в Интернете тоже было немного, но, в итоге, я пришёл к выводу, что мне полагается аж 400 EUR компенсации, о чём и написал в EasyJet. Они, конечно, ответили в духе «Мальчик, ты кто такой? Ничего мы тебе не дадим! Погода плохая была, форс-мажор, ни по каким законам, ни по понятиям, ничего тебе не положено, радуйся, что довезли, в итоге».
Потормозив ещё немного, я обнаружил в Интернете информацию о голландской компании EUClaim, специализирующейся на представлении интересов пассажиров в таких случаях по схеме «добиваемся компенсации — забираем cебе 29% суммы + ещё 26 EUR; не добиваемся — никто никому ничего не должен». Обратился к ним. Они сперва писали в саму авиакомпанию, те их слали, потом в органы по контролю авиа-перевозок, те ответили, что по их мнению, EasyJet должен таки заплатить 400 EUR штрафа. Однако, EasyJet продолжал отказываться платить, так что к делу привлекли немецкую адвокатскую контору JBB Rechtsanwälte. Адвокаты тоже безрезультатно попереписывались с EasyJet и, ничего не добившись, подали на них в суд в Берлине. В итоге, в мае 2013-го EasyJet сдался и пошёл на мировую и, не доводя дело до судебного разбирательства, заплатил им 400 EUR штрафа + 53 EUR процентов, набежавших за прошедшую с полёта пару с лишним лет. Через неделю я получил на свой банковский счёт свою долю в размере 306 EUR.
Дело на этом закрыто. Получилось гораздо сложнее и дольше, чем в случае с задержкой моего рейса Austrian Airlines, но быстрее, чем с задержкой рейса RyanAir из Малаги в Глазго в том же 2010-ом году. Собственно последнее дело за меня тоже ведёт EUClaim в сотрудничестве с английскими адвокатами, оно тоже плавно приближается к суду. Как будет результат — расскажу.
Подробно, с документами
Здесь речь пойдёт о том же самом, но с большим количеством деталей и с документами, на случай если вы сами собираетесь из кого-то выбивать аналогичную компенсацию и ищите образцы, как, кому и чего писать, и что вам могут ответить.
Начать надо с того, что ситуация с правами авиа-пассажиров в случае отмены/задержки рейсов регулируется Европейским Постановлением 261/2004 (русский перевод), которое распространяется на все рейсы, вылетающие или прилетающие на территорию Евросоюза. В нём не написано прямо об обязанности платить в случае длительных задержек рейсов, но изходя из решения Европейского суда от 19 ноября 2009 года, в случае задержки рейса более трёх часов, при отсутствии форс-мажорных обстоятельств, авиакомпания обязана платить компенсацию на условиях, изложенных в Статье 7 Постановления 261/2004. При этом, под форс-мажор не попадают отказы оборудования на борту и куча других причин задержки, являющихся форс-мажором, по мнению авиакомпаний.
В случае с EasyJet вылет злополучного рейса U2 4526 Барселона – Берлин был изначально запланирован на 10:40, 12-го февраля 2010-го года. В назначенный день и час сотрудники авиакомпании объявили о переносе вылета на полтора часа. В районе 12:40 нас перекинули на другой гейт, а ещё чуть позже объявили, что из-за технических неисправностей самолёт никуда не полетит и через ещё три часа за нами прилетит другой борт. В итоге, вылетели в 16:01, прилетели в Берлин в 18:29, вместо запланированных 13:20. Тут надо отметить, что, на мой взгляд, формально авиакомпания это объявляет задержкой рейса, а не отменой и организацией внеочередного, как раз чтобы не попадать напрямую под действие Постановления 261/2004.
Также стоит отметить, что во время ожидания нас покормили, маленьким сэндвичем и бутылочкой колы (что явно не достаточно для пяти голодных часов ожидания), и, кроме того, раздали и потом приняли официальные бланки рекламаций к EasyJet. Возможно, грамотное изложение требований о компенсации в тех бланках ускорило бы процесс её получения, но тогда я первый раз был в такой ситуации, ничего про это не знал, а спросить что-то у двух представителей авиакомпании было невозможно: все пассажиры, вместо того, чтобы скооперироваться и спокойно выяснить всех интересующие одинаковые вопросы, устроили срачь, крики, истерику… даже полицию пришлось подтянуть к гейту, на всякий случай. Думается мне, большинство пассажиров того рейса, в итоге, никаких денег не получили.
Долго думал, что делать, как выдвигать требования, в итоге только 27 июля 2010-го написал письмо в EasyJet, и на следующий день получил ответ (мой запрос — в конце документа):
— Вот узнал, что за задержку рейса на расстояние 1500 – 3000 км. более чем на три часа по техническим причинам с вас причитается штраф размером 400 EUR.
— Очень сожалеем, но ничем помочь не можем. Мы вас, в итоге, в пункт назначения доставили — по нашим правилам, да и по законам Евросоюза, мы ничего вам не должны. Так ещё и причиной задержки были плохие погодные условия, форс-мажор, вообще тут говорить не о чем.
Писать запрос, конечно же, надо не так, как тут я написал, а, как минимум, вот так (успешный запрос на компенсацию от Austrian Airlines) и отправлять его факсом, либо заказным письмом.
9-го сентября 2010-го, узнав про EUClaim, отправил им всю инофрмацию по рейсу, вместе с подписанной доверенностью на представление моих интересов по этому делу (текст доверенности они сами предоставляют, надо только вписать свои данные). 20-го октября они отправили первое письмо EasyJet с требованиями заплатить по-хорошему. Никакого ответа не последовало, ребята 11-го ноября 2010-го написали второе письмо с требованиями. Снова никакого ответа, 25-го октября 2010-го года в EasyJet уходит последнее китайское предупреждение.
Так и не получив ответа, EUClaim обращается с запросом в Испанское государственное агентство безопасности воздушного сообщения (AESA). Сам текст запроса они мне не переслали (речь там должна была идти о просьбе расследовать и рассудить происшествие), зато 13-го апреля 2011-го пришло подтверждение от AESA, что запрос получен аж 17-го января 2011-го и будет рассмотрен. По закону на расследование и ответ отводится пол-года, но испанцы. удивительное дело, сроки продолбали. 30-го ноября 2011-го EUClaim отправил в AESA напоминание. 23-го января 2012-го, о чудо, AESA таки ответила:
— Расследование проведено, EasyJet объяснили нам, почему считают. что платить не должны, но, разобравшись, мы постанавливаем, что они обязаны выплатить вам штраф размером в 400 EUR, как вы и требовали.
Вообще ответ AESA, доступный по ссылке выше, очень полезно прочитать: грамотно, со ссылками на законы, расписано. почему штраф должен быть выплачен. Заодно там рассказано, как EasyJet, со ссылками на те же законы, пытается отпираться от выплаты.
С решением AESA на руках, 9-го февраля 2012-го года EUClaim снова пишет в EasyJet с требованием заплатить. От EasyJet снова ни ответа, ни привета, EUClaim привлекает к делу немецких адвокатов из конторы JBB Rechtsanwälte. Последние начинают с того, что сами пишут в EasyJet, в их берлинский офис, требуя уже 512 евро: 400 EUR штрафа + проценты за ожидание + стоимость почтовой переписки + стоимость своей работы + налоги.
Выкладывать документы дальше, думаю, бессмысленно: во-первых, переписка перешла на немецкий, и я сам мало чего в ней понимаю, во-вторых, объём писем вырос, а в-третьих, вряд ли вы будете самостоятельно в немецкий суд на кого-то иск подавать? Насколько я понял, дальше дело развивалось так: EasyJet отвечал в духе «Вы, вообще, кто такие? С вами нас вообще ничего не связывает, вам мы ничего и подавно платить не будем!». JBB собрали документы и подали иск в суд в Берлине. Тут, неожиданно, EasyJet решил пойти на мировую и согласиться выплатить штраф, проценты и услуги адвокатов. Вот, наконец, 10-го июня 2013-го !!! года, три с лишним года спустя злосчастного полёта (это ж в моём случае всё неплохо, даже доктором за это время стал, а кто-то за это время и ласты слеил), пришла долгожданная весть из Берлина (тоже на немецком): немецкое подразделение EUClaim получило на свой счёт причитающуюся им часть денег, 453 EUR, готовы перечислить мне мою долю, равную 306 EUR. Неделей позже деньги поступили на мой счёт, дело было успешно закрыто :)
Доктор Погодин жалуется, EasyJet — платитDr. Pogodin claims, EasyJet pays
The header photo is taken from here.
In short
A while ago, in the year 2010, I traveled from Barcelona to Berlin, going by flight operated by EasyJet. Round trip cost me 154 EUR and I would be completely satisfied, but they delayed the outward flight for five hours due to technical problems on board. This happened first time in my life, I was willing to get some financial compensation for the inconvenience, but all my friends told me “No way! Many people have already tried, none succeed”. There was not much useful practical information in Internet neither, but after some reading I realized that I was eligible for 400 EUR compensation, and, sure, I sent claim letter to EasyJet. Of course, they answered me something like “Who the hell are you, boy? Forget! The weather was nasty, 100% force majeure, you have no rights, you should be just happy we have delivered you to the destination finally!”
A bit later I found information about Dutch company EUClaim, specializing on legal help in such cases with conditions “If we win the money, we get 29% + 26 EUR out of the compensation, otherwise we ask you no money at all”. It sounded like a good deal for me and I wrote them. They spent some time sending claim letters to the EasyJet, asking for 400 EUR, but they got no answer. So, with help of lawyers from JBB Rechtsanwälte they submitted the case to court in Berlin. Finally, in May 2013 EasyJet preferred to surrender and to pay us 400 EUR + 53 EUR of interest. So, a week later I got to my share, 306 EUR, to my bank account.
The case is closed. It got much more time than in case of delay of my flight by Austrian Airlines, but much faster than in case of Malaga to Glasow flight with Ryanair, also in 2010. Actually, the last case is also proceeded by EUClaim, and together with UK lawyers they are preparing the case to be submitted to court. So, when we get the result, I’ll tell you for sure :)
More details
The same story below, but with much more details and some documents, which you may use as templates for you claims in similar cases.
First of all, the rights of air passengers in case of cancellation/extreme delay of a flight are regulated by European Regulation 261/2004, which rules over all the flights taking off or landing inside the EU. It has no explicit statement about compensation in case of extreme delay, but such right comes from the decision of European Court from November 19, 2009, which says that in case of delay for more than three hours, in absence of force majeure circumstances, the company must pay compensation as stated in the Article 7 of the Regulation 261/2004. Also, it says that many circumstances, the air companies are trying to claim to be the force majeure, like technical problems with the plane, in most cases are not to be considered as the force majeure.
In my case, the EasyJet flight U2 4526 Barcelona – Berlin was originally scheduled on 10:40, February 12, 2010. But shortly before departure it was announced that the flight is delayed for 1.5 hours. Then at 12:40 they asked us to go to another gate, and a bit later we were told that due to technical problems on board, the plane cannot fly, so we have to wait three hours more till another plane arrive to pick us up. Finally, we departed at 16:01, and arrived to Berlin at 18:29 instead of 13:20, as it was scheduled originally. I should say, I believe the only reason to call such situation a delay, not cancellation of the flight, is to avoid the situation clearly described as eligible for compensation in the text of Regulation 261/2004.
During the delay we were provided with some food, as it is told in the Regulation (but it was just a small sandwich, and coke, sure not enough for 5 hours of expectation), and we were provided with official EasyJet claim forms. Probably, if I would fill the form with correct claim for the compensation, they would pay much faster, but I had never been in such situation before, and there was no way to ask anything from the company representatives, because all the passengers, instead of cooperation, just made a big scandal, noise, so was no way for adequate discussion (even some police had to come to control the situation). I tend to believe that most of the passengers of that flight got no money for the accident at all.
So, after some time without no clear ideas how to act, at July 27, 2010 I sent claim letter to EasyJet, and the next day I got the answer (my letter is in the end of the document):
— I believe I’m eligible for 400 EUR compensation for more than five hours delay of your flight with distance falling into the 1500 – 3000 km range.
— We are sad to hear this from you, but we can’t help. As we have delivered you to the destination, according to our rules and EU laws you have no further rights for any compensation. And as the reason of the delay were bad weather conditions, we have no responsibility in such case at all!
Well, definitely, if you are going to write a claim letter yourself, you better do it like this one (it was successful claim letter for another delay with Austrian Airlines) and send it by fax, or registered letter.
On September 9, 2010, I learnt about EUClaim, and I sent them all the documents related to the case, together with attorney letter, providing permission to represent me in this case (EUClaims provides the text of the attorney letter themselves). On October 20 they wrote first claim letter to EasyJet. With no answer on November 11, 2010, they sent second claim letter. With no answer again, on October 25, 2010, the EasyJet got the last claim letter from EUClaim.
With no answers from EasyJet, EUClaim sent letter to Spanish Agency for Air Traffic Safety (AESA). They have not sent me the copy (it had to be an official request to carry out investigation of the case and make a judgement), but on April 13, 2011, I know, they got confirmation that AESA got the request at January 17, 2011, and will proceed it. By the law the investigation should be complete in half year, but, surprise-surprise, the Spanish officials haven’t done it in time. On November 30, 2011, EUClaim sent to AESA reminding. Finally, oh my God, on January 23, 2012, AESA sent back the investigation results:
— We have carried out the investigation, asked the EasyJet for their reasons to refuse your compensation claim. and we judge that in this situation they are wrong and they must to pay you 400 EUR as you have asked them.
Actually, it is good idea to read the AESA reply, available by the link above, as in there is all the reasoning behind the case with references to all relevant laws, and, also, there is the whole story, how the EasyJet tried to argue to avoid the compensation payment.
With the AESA decision on hands, on February 9, 2012, EUClaim sent new claim letter to EasyJet. No positive answer again, so EUClaim passes the case to German layers from JBB Rechtsanwälte. The layers, first of all, sent the claim letter to EasyJet Berlin office, asking now for 512 EUR: 400 EUR of the compensation + interest + cost of the post service + taxes.
I believe here is no much sense to publish more documents. First of all, because from that moment all the documents are in German, and I don’t understand them much. Secondly, because there are much more documents, but you don’t really need them, as I hardly believe that you are going to throw any legal case to the German court on your own without any support of layers. As I understood, EasyJet answered them something like “Who the hell are you, guys? We had no business with you, so no reason to discuss anything with you!” So JBB prepared the documents and registered the case in the Berlin court. At this point, surprisingly, EasyJet decided to surrender and to pay all the money, including the cost of the lawyers from JBB. June 10, 2013, three years after the flight (in my case this period of time was good, I have became Doctor, and had much fun, but some people, who had to wait for so long for something, probably, ended up resting in peace rather than enjoying the victory) I got the good news from Berlin “German branch of EUClaim have received the money, 453 EUR, to their bank account, and they are ready to send me my share, equal to 306 EUR within one week. A week later the money arrived to my bank account, so the case is closed successfully! :)
Отлично, спасибо за информацию!!