![](/wp-content/uploads/2009/03/GHead.jpg)
Кусочек Германии — 2
Логово
Путь из Таррагоны в Ахен пролёг чрез Франкфурт-Хан. Как обычно, экономия на билетах заставляла два часа ждать ближайшего автобуса до Кёльна. Чтобы время пропало не даром, решил прогуляться в сторону домиков, ранее принадлежавших базе ВВС НАТО, которые заметил во время прошлой поездки через Хан.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0011.jpg)
На самом деле бывшие здания американской базы раскиданы по большой территории и часть из них, как эта диспечерская вышка, используется аэропортом, отелями и другими организациями. Те домики, к которым я направился, издали выглядели брошенными, однако, лёгкое опасение получить по шапке оставалось.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0021.jpg)
Впереди не видно ни людей, ни зверей, ни каких-либо заборов.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0031.jpg)
Только брошеные домики, оформленные в таком вот стиле.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0041.jpg)
Вокруг тишина и покой. Похоже эти здания были общежитиями для военнослужащих.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0051.jpg)
Сквозь бетонные плиты дороги проросла трава.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0061.jpg)
Двери заперты, стёкла биты.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0071.jpg)
Объект закрыт, для доступа звоните дежурному инженеру базы.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0081.jpg)
Заглядываю в окно. Внутри ничего интересного, только пустота и разорение.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0091.jpg)
Пройдя через посёлок оказываюсь у здания, отличающегося от остальных. Возможно, бывший штаб или ещё какое-то офисное помещение. Двери распахнуты, но внутри грязно и пусто, смысла заходить не видно. Направляюсь по дороге, уходящей влево от этого дома.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0101.jpg)
Слева показались три бывшие казармы, переоборудованные в отель.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0111.jpg)
Дорога привела к старому забору с колючей проволкой. Ворот нет, запрещающих знаков — тоже. Впереди видны укрытия для самолётов.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0121.jpg)
Такие вот ангары разбросаны на некотором расстоянии друг от друга и соединены рулёжками. Справа можно разглядеть холмик — заглублённый бункер неизвестного назначения.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0131.jpg)
Надписи не оставляют сомнений, это логово вероятного противника.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0141.jpg)
Устройство ангара примерно следующее. Из полукруглых в сечении металлических элементов собраны дуги, стоящие вплотную друг к другу и образующие внутреннюю поверхность строения. Сверху на них ровным слоем нанесено несколько дециметров бетона. Наверное, прочная штука. С одной стороны вход закрывают металлические ворота, выступающие вперёд огромным «клювом». Самолёт внутри стоял кабиной к воротам, а с другой стороны в стене ангара предусмотрен люк для отвода выхлопных газов (на следующей фотографии). Наротив ворот некоторых бункеров на некотором расстоянии сооружены стены из земли и бетона. Наверное, предназначенные для дополнительной защиты от ударной волны в случае вражеского налёта.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0151.jpg)
Приоткрытый вентиляционный люк в задней части ангара.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0161.jpg)
Крайняя точка маршрута: впереди начинается лес, в котором виднеется танк для хранения топлива. Рулёжка, сворачивающая направо, перегорожена забором. Пора возвращаться назад.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0171.jpg)
Объект №241, возможно вход в расположенный рядом бункер.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0181.jpg)
Когда-то это было сигнализацией.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0191.jpg)
Заглублённый бункер. Ко входам не подходил, реально ли попасть внутрь — не знаю.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0201.jpg)
Слева видно стену напротив ворот ангара, о которой говорилось выше.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0211.jpg)
Снова прохожу через квартал бывших казарм.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0221.jpg)
Очередное строение, отличающееся от окружающих.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0231.jpg)
Заглядываю внутрь, снова пусто и раздолбано временем. Может это было столовой?
![](/wp-content/uploads/2009/03/0241.jpg)
Сквозь стену видно лестницы — интересная конструкция.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0251.jpg)
Дорога поднимается вверх, там за пригорком выход к людям.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0261.jpg)
Последний взгляд вокруг и я покидаю этот брошеный городок.
Таким образом импровизированная экскурсия по бывшей базе НАТО закончилась без приключений. Вскоре приехал автобус на Кёльн. С территории аэропорта он выезжал в противоположную, от той куда выезжает автобус на Майнц, сторону. Оказалось, что посещённый мной гордок был всего лишь маленькой частью базы. В другой стороне находится гораздо больше ангаров, топливохранилищ и бункеров, правда большинство из них используются как склады различными организациями.
Кёльн
Перед поездкой кто-то сказал мне, что Кёльн очень красивый город с множестовом небольших, аккуратных, типично немецких домиков. Воображение рисовало место, которое война обошла стороной. Я ошибался, союзная авиация уничтожила до 90% городской застройки. На послевоенных фотографиях посреди заполненной руинами пустоши возвышается громадина готического собора, выдержавшего за время боёв попадание трёх бомб. Не спешите верить в божественное чудо. Пилотам 40-х годов было очень трудно ориентироваться над разбомбленной равниной, поэтому главный собор, как отличный ориентир, предпочитали беречь. Зато другим храмам города повезло не так сильно: большинство из них было уничтожено и восстановлено позднее в послевоенные годы.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0271.jpg)
Кёльнский собор находится рядом с главным железнодорожным вокзалом. Сфотографировать такую махину целиком очень сложно. Чтобы сделать этот снимок пришлось убежать в самый дальний конец площади, сделать три вертикальных фотографии и затем склеить их на компьютере. Всё равно целиком не влез, ну и качество оставляет желать лучшего :(
![](/wp-content/uploads/2009/03/0281.jpg)
Фасад, обращённый к вокзалу.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0291.jpg)
Врата храма крупным планом.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0301.jpg)
Скульптуры у врат.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0311.jpg)
С другой стороны.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0341.jpg)
Центральный неф собора. Мда, освещения мало.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0351.jpg)
Во всех окнах присутсвуют очень красивые витражи.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0361.jpg)
Внутри полно всякой всячины: на стенах висят картины, гравюры, вокруг расставлены скульптуры. Всего не заснять, не показать, да и не ясно без экскурсовода, что есть что.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0371.jpg)
В эту часть храма туристов не пускают. Смотрите, как богато оформлен пол.
В этот момент служители церкви начали вежливо просить туристов на выход: приближался полдень, приближалась служба. Пришлось покинуть собор. Полюбовавшись главным фасадом и посетив сокровищницу, в которой хранится множество ценных реликвий, а фотографировать запрещено, мы с моим спутником отправились смотреть город.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0381.jpg)
Главный фасад собора. Снова пришлось склеивать картинку из нескольких фото и всё равно целиком не влезает.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0391.jpg)
Тот же фасад немного со стороны. Говорят, можно подняться на башни собора. Мы как-то пропустили и не сделали этого. Теперь есть повод вернуться в Кёльн.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0401.jpg)
Мой эфиопский друг, Асфал, на фоне главного фасада Кёльнского собора.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0411.jpg)
Как сказано выше, война пощадила далеко не все храмы. Этот, всего в нескольких кварталах от главного собора, до сих пор стоит в руинах.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0421.jpg)
Через ажурные ворота можно полюбоваться сохранившимися сводами.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0431.jpg)
Фасад без окон и дверей.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0441.jpg)
А вокруг вполне нормальный город.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0451.jpg)
В квартале от разрушенного храма находится мэрия. На площади перед ней идут раскопки римских руин и строительство посвящённого им музея.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0461.jpg)
У здания мэрии есть башенка со множеством статуй.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0471.jpg)
Обошли мэрию кругом и… оказались на строительной площадке. Что строят не понятно.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0481.jpg)
Если закрыть глаза на стройку, на этой площади очень симпатичные домики и много кафешек.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0491.jpg)
Пройдя ряд традиционных домов, таких как этот, мы оказались на ещё большей площади.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0501.jpg)
Просторно, вымощенно брусчаткой, много кафе и пивных — красота. Будка справа — спуск в расположенную под площадью автостоянку.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0511.jpg)
«Памятник мавзолею». На самом деле, конечно, памятник какому-то императору, который обычно восседает на коне наверху. Однако, сейчас идёт ремонт и получилось прикольно.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0521.jpg)
Если у российского правительства дойдут руки до сноса мавзолея…
![](/wp-content/uploads/2009/03/0531.jpg)
на Красной площади, однозначно, надо будет установить монумент…
![](/wp-content/uploads/2009/03/0541.jpg)
«Вожди на трибуне»
![](/wp-content/uploads/2009/03/0571.jpg)
Пройдя по узким улочкам мимо верениц кабаков, мы вышли к очередному храму.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0581.jpg)
Рядом обнаружился неработающий фонтан с черепахой.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0561.jpg)
Смотрите, какая идилия: голубки воркуют на балконе собора.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0551.jpg)
На улицах Кёльна легко встретить девочек-туристок :)
![](/wp-content/uploads/2009/03/0591.jpg)
Сразу за храмом оказалась набержная Рейна. Отсюда мы пошли вдоль реки направо (хоть убейте, не помню в какую сторону течение).
Шоколадная фабрика
Прогуливаясь неспеша вдоль набережной Рейна, вскоре мы оказались в очень людном месте. Огляделись и сразу всё поняли: мы пришли к музею шоколада.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0601.jpg)
Кёльнский музей шоколада расположен на небольшом островке, возможно искуственном. Наверное, так проще, если что, держать оборону от натиска сластён :)
![](/wp-content/uploads/2009/03/0611.jpg)
На портовое прошлое этого места намекает стоящий тут памятник.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0621.jpg)
Фотографии с крыши музея: башня на берегу,…
![](/wp-content/uploads/2009/03/0631.jpg)
небольшой, но симпатичный мостик на сушу.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0641.jpg)
Рядом находится такой вот мост через Рейн. А — первая буква алфавита.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0651.jpg)
Как и говорил, место довольно людное.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0661.jpg)
Жарко и влажно, объектив фотоаппарата запотевает моментально. Зелень в тумане — растущие в оранжерее настоящие кофейные и какаовые деревья.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0671.jpg)
Заря добычи какао и кофе на чёрном континенте. На таких пирогах бедные рабы вывозили собранный урожай из джунглей.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0681.jpg)
Игрушки бедных африканских детей.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0691.jpg)
Гримасы капитализма: в Африке какао и кофе стоил бесценок, местным рабочим платили копейки. А в Европе шоколад считался весьма дорогим лакомством. В итоге имеем очень прибыльный бизнес, не обременённый социальной ответсвенностью.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0701.jpg)
Трепещите, сластёны, мы входим в зал с работающей шоколадной линией.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0711.jpg)
Едут по конвейеру конфетки фирмы Lindt.
![](/wp-content/uploads/2009/03/0721.jpg)
Этажём выше девушка контролирует работу линии по производству конфет-шариков с начинкой внутри.
![](/wp-content/uploads/2009/03/074.jpg)
Технология следующая. Сперва из шоколада формируются две полусферы. В одной из них пробивается отверстие, затем они соединяются в шарик, который «спаивается» шоколадом. В отверстие закачивается начинка, после чего отверстие герметизируется шоколадом.
![](/wp-content/uploads/2009/03/075.jpg)
Тут готовые конфетки вручную складываются в упаковку.
![](/wp-content/uploads/2009/03/073.jpg)
Рядом стоит аппарат, умеющий придавать шоколаду любую форму.
![](/wp-content/uploads/2009/03/076.jpg)
На входе имеем разнообразные формочки и…
![](/wp-content/uploads/2009/03/077.jpg)
мечту каждого сладкоежки — кран с жидким шоколадом.
![](/wp-content/uploads/2009/03/078.jpg)
На выходе — разнообразные шоколадные фигуры.
![](/wp-content/uploads/2009/03/079.jpg)
Сделать можно всё, на что хватит фантазии :)
![](/wp-content/uploads/2009/03/080.jpg)
Вообще в музее много всякой всячины: рекламы и обёртки шоколада разных фирм и разных времён, комнаты в которых воссоздан типичный стиль шоколадной лавки 200 лет назад, разнообразные предметы имеющие отношение к этому лакомству и так далее. Один раз посмотреть любопытно, но чего-нибудь особо интересного, что хотелось бы вам обязательно показать, совершенно нет.
Из музея шоколада мы вышли со зверским чувством голода. Оказывается, запах шоколада в цеху не на шутку возбуждает аппетит. Отобедав в ресторанчике неподалёку (кафе в самом музее кусается ценами, да и ничего кроме тортиков там нету), мы вернулись к центральному собору. В остававшееся до поезда время попытались прогуляться в другую сторону, однако, пройдя совсем чуть-чуть, оказались в скучном современном квартале. Ничего интересного впереди видно не было. Развернувшись, мы дошли до вокзала и сели на ближайший поезд в Ахен.
В итоге впечатления от Кёльна остались не слишком восторженные. Кроме главного собора, на первый взгляд, смотреть особо нечего. Однако, в Интернете сказано про большое количество музеев, наверняка если все их постетить, впечатление будет диаметрально противоположное. Но это задача явно не на один день. Возможно, стоит заехать в Кёльн как-нибудь ещё.
Ахен
Ахен оказался городом с богатой историей. Основанный римлянами вокруг источников минеральных вод, позже он стал вотчиной Карла Великого, почитаемого, в некотором роде, отцом объединённой Европы. Говорят, Ахен был и остаётся промышленным и научным центром. Благодаря местному техническому университету и другим учебным заведениям в городе много студентов. Давайте, особо не обращая внимания на историю этого места, посмотрим какое впечатление складывается при мимолётном знакомстве с городом.
![](/wp-content/uploads/2009/03/081.jpg)
Первое, что бросилось в глаза во время прогулки по городу — присутствие красиво украшенных кондитерских магазинов, напомнивших мне знатные продуктовые лавки в Шамони.
![](/wp-content/uploads/2009/03/082.jpg)
Традиционное местное лакомство, ахенский пряник рядом не стоял со своим тульским собратом, главным образом из-за отсутствия начинки.
![](/wp-content/uploads/2009/03/083.jpg)
В центре города стоит знаменитый ахенский собор, занимающий первую позицию в списке мирового культурного наследия ЮНЕСКО (список составлен в алфавитном порядке и Ахен, в оригинале пишущийся как Aachen, тут вне конкуренции). Храм, заложенный при Карле Великом и ставший местом его погребения, был местом коронования немецких монархов до 1531 года. Позднее коронации стали проводить во Франкфурте.
С собором связано несколько интересных историй. Во-первых, легенда гласит, что при строительстве горожане испытывали большие проблемы с финансированием. Недостающие деньги пришлось одолжить у самого дьявола, который попросил в обмен душу первого переступившего порог храма. Когда строительство было завершено, никто, включая епископа, не хотел войти внутрь. Посовещавшись, горожане словили в лесу волка и пустили его в храм. Нетерпеливый дьявол, прятавшийся внутри, набросился на зверя и забрал его душу до того как заметил обман. Взбешённый он выбежал из собора, пнув ворота копытом и оставив свой палец в голове льва на двери.
![](/wp-content/uploads/2009/03/084.jpg)
Голова льва на двери храма. Кольцо куда-то делось, зато, сунув палец в ноздрю, можно почувствовать палец дьявола, согласно легенде застрявший внутри.
![](/wp-content/uploads/2009/03/085.jpg)
А эта трещина в нижнем углу двери — след удара дьвольского копыта. Кстати, ворота храма являются одними из самых древних больших цельнометаллических ворот, сохранившихся в Европе.
Вторая история о храме касается зала с большими, высокими окнами, находящегося слева на большой фотографии. Этот зал был пристроен в связи с большим потоком паломников, желающих увидеть реликвии собора. На момент его возведения строения, окружающие храм, не позволяли использовать готический подход с сооружением вокруг контрфорсов, принимающих на себя нагрузку от стен и свода. Решение было найдено в увеличении оконных проёмов (и благодаря этому — уменьшению массы стен), а так же в использовании специального каркаса, принимающего часть нагрузки. Этот каркас представлял собой, замурованное в кладку в верхней части строения, металлическое кольцо, удерживающее стены вместе по аналогии с ободом на деревянной бочке. Благодаря таким решениям зал надёжно простоял до начала XIX века, когда во время реставрационных работ упомянутый каркас был разрезан в нескольких местах. Вскоре оказалось, что без него стены заметно реагируют на сильные порывы ветра. К счастью, местные инженеры быстро разобрались откуда возникла проблема и каркас был вовремя восстановлен.
![](/wp-content/uploads/2009/03/086.jpg)
Очередное проявление европейской заботы о людях с ограниченными возможностями: возле храма установлена его маленькая копия, чтобы даже слепой мог восхититься.
![](/wp-content/uploads/2009/03/087.jpg)
Подходя к центральной площади городка, встретил этого господина. В Ахене регулярно проводятся известные конные соревнования.
![](/wp-content/uploads/2009/03/088.jpg)
Статуя Карла Великого на фонтане перед городской ратушей.
![](/wp-content/uploads/2009/03/089.jpg)
Это самая высокая точка города. До ратуши на этом месте, немного выше ахенского собора, стоял замок Карла, недвусмысленно намекая кто здесь главный.
![](/wp-content/uploads/2009/03/090.jpg)
В зале на втором этаже ратуши проводят церемонии вручения премий Карла Великого, присуждаемых политикам за значимый вклад в дело укрепления единой Европы.
Долгое время в Ахене была хорошо развита текстильная промышленность. Владельцы фабрик были весьма состоятельными людьми и могли позволить себе особняк с прислугой и хорошим интерьером в самом центре города. Один из таких домов сегодня открыт как музей. Самое яркое впечатление — скрип половиц во всех комнатах второго и третьего этажей. Сразу чувствуется возраст строения и возникает лёгкое опасение, при неосторожном движении, провалиться сквозь пол на первый этаж :)
![](/wp-content/uploads/2009/03/091.jpg)
Кухня в доме зажиточного горожанина.
![](/wp-content/uploads/2009/03/092.jpg)
На подоконнике стоит маленькая печка с чайником.
![](/wp-content/uploads/2009/03/093.jpg)
Рисунок на кафельной плитке.
![](/wp-content/uploads/2009/03/094.jpg)
Ещё один рисунок.
![](/wp-content/uploads/2009/03/095.jpg)
За непрозрачным окном на первом этаже угадывается какая-то кафешка в центре города.
![](/wp-content/uploads/2009/03/096.jpg)
Залы в доме оформлены со вкусом: паркет на полу, картины на стенах — все атрибуты жилища состоятельного человека на месте.
К вечеру Ахен кажется мёртвым городом: народу на улицах почти нет, только в пивных есть какое-то движение. Местная молодёжь тусит, в основном, в северной части старого города, где на небольшом пятачке есть несколько больших баров-клубов-кафе. Не наткнувшись случайно на это место в последний вечер в городе, ни за что не поверил что Ахен — студенческий город.
На торговых улицах города, кроме красивых кондитерских, меня поразил магазин для любителей моделирования. В нём оказалось два больших отдела. В первом — модельки всего, чего только можно представить: машин, самолётов, мотоциклов, башенных кранов, космических станций. Второе огромное помещение целиком посвящено любителям макетов железных дорог: локомотивы, вагоны, рельсы, домики, деревья, люди и животные. Чего там только нет! Самое удивительное, как этот бизнес окупается? Цены то кусаются, средняя цена одного локомотива колеблется в районе 100-200€. Вряд ли есть много желающих регулярно тратить на это свои деньги.
![](/wp-content/uploads/2009/03/097.jpg)
Новинки для любителей игрушечных железных дорог.
![](/wp-content/uploads/2009/03/098.jpg)
Разные масштабы, разные модели — выбор велик.
По ряду причин (то темно, то холодно, то дождливо) несколько интересных вещей так и не попали в кадр фотоаппарата. Не был запечатлён фонтан, украшенный фигурами традиционных ахенских персонажей. Его уникальность в том, что все фигуры сделаны с шарнирами и ими можно играться, придавая им произвольные позы. Нет у меня и фотографий местных горячих минеральных источников, отдыхать на которые несколько раз приезжал сам Казанова. Ещё несколько интересных строений и скульптур также останутся без упоминания здесь.
![](/wp-content/uploads/2009/03/099.jpg)
Фонтан-водоворот, символизирующий утекание денег.
![](/wp-content/uploads/2009/03/100.jpg)
Ворота при въезде в старый город.
В заключение — удивительное открытие: в Ахене есть улица красных фонарей! В лучших традициях Амстердама в подсвеченных красным светом витринах стоят девушки в нижнем белье. Есть чёрные, есть белые, но далеко не все симпатичные :) Раньше я думал, что такое бывает только в Голландии, а теперь у меня есть подозрение, что во время недавней поездки в Париж мы с Олькой кое-что пропустили. А пропустить то немудрено: со стороны такие злачное места не видно, располагаются они обычно в каких-нибудь узких переулках, куда с заполненных нормальными магазинами улиц сворачивать совсем не тянет.
Pingback: Дюссельдорф
Pingback: Бельгийские покатушки, два | Гнездо Хищной Птицы