Санта Текла

Санта Текла

Прелюдия

Справка из Википедии

Санта Текла (Святая Фёкла) почитается как святая римской католической и православной церквями. О ней не сказано в Новом Завете, самое раннее упоминание о ней — неканонический текст “Деяния Павла и Фёклы”, сочинённый, предположительно, в начале второго века с рождества Христова. Согласно этому источнику, Фёкла была молодой благородной девственницей, которая, услышав проповедь Павла о целомудрии, стала его последовательницей. Её мать и жених, взбешённые тем, что Фёкла собирается следовать тезису Павла «вы должны бояться лишь гнева Господа и жить в целомудрии», решили расправиться с ними. Однако, сверхъестественный шторм спас Фёклу и Павла от сожжения на костре и они отправились в путешествие в Антиохию. Там некий дворянин Александр возжелал Фёклу и попытался взять её силой. Отбившись от его притязаний, она была заточена в тюрьму и приговорена к растерзанию дикими зверями за то, что подняла руку на дворянина, но, снова, ряд чудес избавил её от смерти.

Санта Текла считается святой покровительницей Таррагоны. Ежегодно в её честь в городе устраивают десятидневную фиесту с кульминацией 23 сентября. Программу торжеств можно бесплатно получить в одном из информационных киосков. Цветной буклетик карманного формата доступен в двух варинтах: на местном, каталанском языке и на трёх других, кастильском, французском и английском языках. В первом есть список всех событий праздника, во втором — только самые интересные для туристов. Посмотреть все было невозможно, поэтому ниже речь пойдёт о том, что удалось увидеть мне.

Первый день праздника 2008 года попал на воскресенье. В полдень на площади de la Font перед мэрией собрался народ, в том числе четыре койи (команды) кастельеров. Две самые крупные койи Таррагоны бросили вызов двум самым лучшим командам Каталонии и несколько часов соревновались в строительстве пирамид из людей. Досмотреть соревнования до конца нам, с моей девушкой Олей, не удалось: день был жарким и через полтора часа мы перебрались в ближайшее кафе-мороженное. Вечером без особой цели гуляли по городу. В разных местах нам встречались сцены, на которых играли разные музыкальные группы. Выделить что то сложно, а в целом впечатления от вечера остались очень приятные.



Крупная таррагонская койя (команда) кастельеров строит пирамиду три на девять на фоне городской мэрии. При подсчёте количества уровней, за первый считается пинья (основание) пирамиды. Эта толпа людей, не попавших в кадр, держит второй уровень, который в этой высокой пирамиде состоит из толпы поменьше. Дальше идут четыре нормальных уровня по три человека, а сверху строится трёхуровневая верхушка: две стоящие девушки, на руках у которых один над другим, как лягушки, сидят двое детей. Когда верхний ребёнок вытягивает руку вверх, пирамида считается коронованной и начинает разбираться. Всё действие происходит под традиционную музыку, исполняемую на барабанах и флейтах.

Иногда пирамиду построить не удаётся и дело кончается дострочной разборкой или падением. Говорят, при падении главное — держаться за товарищей. У одинокого человека, сорвавшегося сверху, шансов практически нет, а падающие большим комом люди отделываются, как правило, ушибами.

Таррагонская койя Jove.

Они же разбирают пирамиду.

Всю последующую неделю в городе по вечерам (днём работу никто не отменял) происходило множество мелких событий. В понедельник наблюдал за открытой тренировкой койи Jove. Построив у подножия кафедрального собора колонну из четырёх человек, они поднялись с ней по ступенькам к храму, а затем спустились и, не разбирая её, пошли вниз по улице к своей тренировочной базе. Прогулявшись с ними и убедившись, что колонна по дороге не рухнула, встретил Олю, прихавшую из университета. Вместе побродили по улицам, остановились около нескольких музыкальных площадок, послушали музыку, но особенно ничем не впечатлились.

Во вторник основным событием вечера стал большой концерт групп Los Sirex и Los Mustang на placa de la Font. Играли качественно, зрителей собралось много, однако, без понимания испаноязычной лирики слушать было не очень интересно. На следующий день решили отдохнуть в предверии weekend’а и позаниматься домашними делами. Судя по программе, в городе снова повсеместно играла музыка и проходили открытые тренировки кастельеров.

Четверг удался на славу. Вечером на площади перед мэрией должны были угощать праздничным пирогом длиной 150 метров. Привлечённые бесплатным лакомством, мы не поленились прийти за час до события и взять в информационной будке бесплатные талон на кусочек угощения. В это время в центре площади расставляли столы на которых, чуть позже, выложили пирог. Он был нарезан и разложен на куче пластиковых лотков, из-за чего больше напоминал кучу обычных рулетов к чаю, а не один длиннющий рулетище. Вскоре его начали раздавать. Пока стояли в очереди, у Ольги взял интервью корреспондент испанского радио. Рулёт оказался вкусным, но по одному куску на нос нам показалось мало. Осознав это, купили в кафешке по булочке и съели их, запивая праздничным коктейлем «Мамадета».

Последние приготовления к раздаче пирога.

Стакан для «Мамадеты».

«Эффект Бабочки» настраиваются…

и выступают.

Про «Мамадету» стоит сказать особо. В течении всей Санта Теклы этот напиток из лимонного сока, колотого льда и зелёного ликёра Сhartreuse можно купить в любом баре или кафешке за 8 €. Продают его в пластиковом зелёном стакане-шейкере, закрытом сверху крышкой с отверстиями для трубочек. Эти отверстия можно герметично закрыть маленьким колпачком и повесить стакан на шею на прилагаемой верёвочке. Когда сквозь зеленоватую жидкость становится видно дно, расстраиваться не стоит: «перезарядить» бокал новой дозой «Мамадеты» можно где угодно за 5-6 €.

Перекусив, пробрались сквозь толпу к сцене у мэрии. В это время на неё выходила поп-рок группа «Efecto Mariposa» — «Эффект Бабочки». То ли «Мамадета» сделала своё дело, то ли настроение было подходящим, но эта группа произвела замечательное впечатление. К сожалению, пришлось уйти не дослушав до конца: ранним утром следующего дня надо было идти в университет, а вечером в городе намечалось нечто интересное. Однако, события вечера пятницы, в итоге, прошли мимо нас: к соседке приехали друзья из Франции и все вместе организовали вкуснейший ужин с традиционной едой их малой родины и вином. Основным блюдом, название которого не запомнилось, стала приготовленная в большом глинянном горшке смесь фасоли, сарделек, кусочков курицы и другого мяса.

Детская Санта Текла

Из буклета о празднике

Подражая взрослым, дети — будущее Санта Теклы — выходят на улицы чтобы отпраздновать свой собственный праздник, «детскую» Санта Теклу. Детские команды устраивают традиционное шествие по улицам города, поражая зрителей своими танцами и мини-представлениями. В этом году вы увидите: дьяволят из l’Arboç del Penedès, дракона и кастельеров из Vilafranca del Penedès, чудовище из Tortosa, фольклорные группы из Vilanova i la Geltrú, Sitges и San Sebastián.

Отоспавшись после устроенного соседями праздника, к полудню субботы мы с Олей выбрались в город. На площади перед кафедральным собором начиналось представление уличного цирка — концерт в честь приглашённого напитка. По традиции, каждый год для участия в празднике приглашается популярный напиток фестиваля другого города. В этом году им стал «Лимончелло» из Помпеи, города побратима Таррагоны. Этот типичный итальянский ликёр, изготовленный из настоенных на спирту лимонов, бесплатно разливали неподалёку. День выдался ясным, солнце припекало сидящих на ступенях собора людей, выпивка действовала особенно эффективно. Вконец разморенные, мы переместились к мэрии, где наткнулись на вермут-парти. Продегустировав немного вермута, обнаружили, что мэрия открыта для посетителей. Осмотрев доступную часть здания, мы отправились домой и проспали до вечера.

Молодые артисты изо всех сил развлекают дегустирующую бесплатный алкоголь публику.

Опытный боец…

не рассчитывая на халяву, носит вино в большом бочонке, пополняя его по мере необходимости.

В холле мэрии праздничного шествия дожидаются восточный мужчина…

и его женщина.

А во внутреннем дворике
стоит памятник героям.

Там же на стене — высказывания великих
о стойкости каталанского народа.

А это — ещё один царственный участник карнавала.

А когда почувствовали, что за окном ночь опускается на город, мы вышли на центральную улицу — Rambla Nova, где слившись с толпой направились к отправной точке карнавального шествия. Команды детей, при поддержке родителей, занимались последними приготовлениями. Оказавшись рядом с группой дьяволят, мы наблюдали как они, один за другим, поплотнее натягивают свои балахоны и подходят к мужчине ёмкостью воды и насосом, чтобы смочить свои наряды. Затем они брали в руки короткие копья, на острия которых вешали крупные питарды. Рядом стоял мужчина с горящим факелом. Все ждали сигнала.

Толпятся дьяволята в красных балахонах…

стоят в очереди на противоогневую обработку…

по одному встают под струи
воды из насоса…

надевают питарды на свои копья…

ждут во всеоружии сигнала…

с тихими, спокойными улыбками.

Наконец, пришло время, застучали барабаны. Чуть в стороне раздался оглушительный свист. Это зажгли свои питарды ребята с куклой дракона. Мгновение спустя и дьяволята запалили свои фейерверки, разбрасывающие во все стороны снопы искр, и начали свою пляску. Публика, обступавшая их плотным кольцом, сразу хлынула в стороны от прожигающих одежду огненных брызг.

Завершив свой танец, дьяволята двинулись по улице, взрывая по пути новые пиропатроны. За ними шла группа с огнедышащим дракончиком. Далее мимо нас проследовали дети, танцевавшие крестьянский танец с палками, молодые кастельеры, оркестр барабанщиков и другие команды. В какой то момент, мы тоже пошли за ними. Постепенно, поняв, что по узким улицам города процессия движется к кафедральному собору, обогнали её и вскоре были под ступенями собора, на заполненной зрителями площиади. Все ждали, когда в конце тёмной улицы покажется праздничное шествие.

Пляски маленьких дьяволят.

Подрастающее поколение кастельеров.

Строят маленькую пирамиду: второй уровень.

Третий уровень.

Всего пять уровней.

Снопы огненных брызг.

Колонна движется по узким улицам, мимо закрытых
на ночь магазинов. Впереди — двое стражей порядка.

Среди зрителей — даже самые маленькие.

Такой банде и красный свет не помеха.

Шествие продолжает свой путь.

Обогнав праздничную процессию, подходим к кафедральному собору. Ведущие к храму ступени, как и площадь перед ними,
заполнены зрителями. Все ждут, когда в конце тёмной улицы покажется шествие.

Прошло немного времени и в конце узкой улицы, освещая стёкла витрин огнями фейерверков, показалась голова процессии. Стремительно приближаясь, первая команда вышла на площадь и под крики и аплодисменты собравшейся толпы, маленькие дьяволята в очередной раз исполнили свою огненную пляску. За ними выходили другие группы и показывали свои представления. Особенно запомнились маленькие кастельеры. Почти собрав колонну из четырёх человек, они завалились назад. К счастью, товарищи не подвели их и всех поймали. Слегка отряхнувшись, они повторили, на этот раз удачно, этот номер.

Прощальная огненная фейерия от дьяволят…

у подножья древнего собора Таррагоны.

Когда последняя команда покинула площадь народ стал расходиться, потянулись домой и мы с Олей. Надо было хорошенько выспаться: три главных дня праздника были ещё впереди.

Начало основных торжеств

Из буклета о празднике — Участники праздничного шествия

Святой Михаил и черти

Во главе праздничного шествия идут, взрывая фейерверки, люди в костюмах чертей. Их представление, известное как «дьвольские пляски» олицетворяет битву сил добра и зла — архангела Михаила и чертей.

Великаны

Традиция участия в празднике кукол-великанов восходит к XV веку: в 1425 году на улицах города впервые появилась фигура библейского гиганта Голиафа и была инсцинирована его битва с королём Давидом. В наши дни по улицам города проносят куклы мавритан, негров и других персонажей. Самые старые из них были созданы в 1825 году.

Дракон из Сант Рок

Это фантастическое существо, давно появившееся на праздниках Каталонии, сегодня всемирно известно. Дракон, с точки зрения церкви, олицетворяет зло и адское пламя. Так же символизирует четыре элемента, составляющих наш мир: он появляется из чрева земли или пучины вод, он извергает огонь из своей пасти и повелевает небом и ветрами с помощью крыльев.

Бибрия

Бибрия — дракон женского пола — сочетает в себе нагие груди и живот женщины, голову, спину и ноги орла, и хвост дракона. Всё это однозначно делает её представительницей сил зла.

Кукафера

Это вымышленное существо, хотя оно и не снаряжается пиротехникой, так же олицетворяет силы зла. Говорят, что его длинная шея предназначена для того, чтобы срывать шляпы с тех людей, которые не обнажают свои головы, когда мимо проходит процессия со священными реликвиями.

Турки и рыцари

Эти персонажы и разыгрываемое ими представление символизируют борьбу христиан с турками в течении средневековья, а так же с мусульманскими пиратами и разбойниками, прибывавшими к берегам Испании в разные времена.

Карлики

Люди в костюмах-куклах человеческого роста изображают различных персонажей из Таррагоны XIX-XX веков. Среди них: капитан, арлекины, негры, андалусийцы, фермеры, доктор и его жена, дворяне, рыбаки, кастельеры.

Вол

Фигура вола была создана для постановки истории рождения Христа и с тех пор стала постоянным участником фестиваля. Первоначально, этот персонаж не нёс пиротехники, поскольку олицетворял мирное животное, согревавшее младенца Христа после рождения, однако, с некоторых пор вол украшается фейерверками, извергающими огонь из его пасти и рогов.

Орёл и лев

Орёл, наиболее почитаемая среди остальных фигур, кукла олицетворяет сам город. Согласно обычаям, только привелегированные королём города и селения имеют право использовать куклу орла в шествиях своих фестивалей. Лев также олицетворяет величие города.

Муласса

Осёл первоначально являлся отрицательным персонажем — ослом из хлева, съевшим, согласно легенде, пищу приготовленную для младенца Христа. Позднее во многих городах символ осла утратил первоначальное значение, и в Таррагоне он стал самым игривым и жизнерадостным персонажем фестиваля.

Первый из основных дней фиесты выпал на воскресенье. Вечером, вместе с Ольгой и её знакомыми, заехавшими к нам во время отпуска, мы пришли на площадь de la Font увидеть вынос кукол-гигантов и их первый танец. Фигуры в три человеческих роста, пританцовывая, двигались сквозь толпу по площади и далее шли по городским улицам. Поглядев на них, пошли показывать гостям исторический центр Таррагоны. Позже посадили знакомых на поезд до Барселоны и отправились по домам: ничего особо интересного для нас, программа праздника в этот день не обещала.

Парочка римлян.

Солнце и месяц.

Восточный воин.

Великаны идут по городу.

Ещё одна восточная парочка.

В понедельник, сразу же после университета, я поспешил в центр. Где то по улицам города уже шла праздничная колонна. Ориентируясь по звуку и дыму, недалеко от площади de la Font, вышел прямо на чертей из головы шествия. Постояв на месте с полчаса и посмотрев всех других участников фестиваля, догнал чертей и, попетляв с ними по городу, вернулся к мэрии, где встретил вернувшуюся с учёбы Олю.

Черти шли во главе шествия, всё время взрывая фейерверки. Там, где было попросторнее, они устраивали вот такие пляски.

За ними, извергая огонь, следовал настоящий дракон.

Из-за угла показался огнедышаший вол.

В это время дьяволы двинулись дальше, и по узкой улице,
с которой некуда свернуть, пришлось стремительно отступать
до ближайшей площади.

Мимо бредёт огнедышащий бык, …

но я к нему уже привык.

Бывает и такое: налево — Барселона, направо — Валенсия,
впереди — исчадие ада.

Гнев Бибрии.

Множество таких детей в джинсовой одежде со шляпами и платками на лицах бегают вокруг процесси, ныряя под огненные брызги.

Идут, паля из ружей и пистолетов, то ли разбойники,
то ли честные ополченцы.

Досмотрев шествие, направились к площади перед кафедральным собором. Там одна из участвующих в фестивале групп осуществляла аллегорическую постановку «Страстей Христовых». Под живую музыку, актёры сооружали из своих тел композиции, олицетворяющие этапы пути Христа. Очаровательное зрелище заснять нормально не удалось. По пути к дому сделал два вывода: во-первых, надо копить деньги на нормальную цифровую видеокамеру, а не снимать клипы фотоаппаратом; во-вторых, надо покупать ещё одну карту памяти для фотоаппарата, ибо в такие насыщенные событиями дни одного гигабайта может и не хватить.

Склеенные вместе кусочки представления Moixiganga о страданиях Христа. К сожалению, заснять нормально не удалось.

Кульминация

И вот, спустя десять дней после начала торжеств, пришёл главный день праздника. 23 сентября попало на вторник, в городе объявили официальный выходной день. Погода была неважной: моросил мелкий, противный дождик. Однако, в назначенное время участники карнавальной процессии собрались на площади de la Font и отправились по улицам старого города также, как делали это вечером накануне. Сделав круг, шествие вернулось к мэрии, где перед толпой зрителей каждая группа участников показала своё представление. Дождь усиливался и ослабевал, но это никого не останавливало.

Огненный бык, Бибирия, Муласса, Кукафера, Разбойники и Великаны.

Народные танцы, рыцари и турки, черти.

Бибрия крупным планом.

Орёл — символ города.

Христианский рыцарь.

В середине шествия прошла администрация города во главе с мэром. Под бой барабанов они пронесли городской флаг. Когда вся праздничная колонна прошла, на сцену вышли черти и разыграли свой спектакль.

Дьявольская стая.

Чертовская обувка.

Очередной чёрт зажигает питарду…

и летит едва касаясь земли.

Дьвольские барабанщики.

В борьбу вступает архангел.

Он не боится самого дьявола.

И вскоре все черти преклонились перед ним.

Прощальный фейерверк от нечистой силы.

Вся сцена в огне.

Дьвольская кодла сгинула со сцены, оставив после себя множество сгоревших фейерверков.

Не успели ещё черти покинуть забросанную отработавшими фейерверками сцену, как на площади собрались кастельеры и начали строить уже известные вам пирамиды из людей. То ли день был несчастливый, то ли усилившийся дождик был виноват, но пирамиды рушились чаще, чем обычно. Посмотрев немного на их мучения, я отправился домой обедать.

Койя Чикетс.

Койя Сант Пепе и Сан Пау.

Койя Хобе.

Вечером, из последних сил, мы с Олей выбрались в центр. Пройдя с очередным шествием от мэрии до кафедрального собора, мы оказались у его главных ворот. Тут и там люди танцевали, били в барабаны и ждали. Вдруг… над собором начался салют, над толпой вспыхнули натянутые между домов на лесках фейерверки, где-то сбоку заработала ещё какая-то пиротехника. Все карнавальные группы подняли шум, стуча в барабаны. Ребята из койи Чикетс построли несколько колонн из людей у открывшихся дверей собора… а в их огромном проёме показалась священная реликвия — саркофаг в форме руки, в котором хранится палец святой Фёклы.

Кульминация торжества: вечер 23 сентября, около кафедрального собора Таррагоны.

Спустя десять минут погасли фейерверки, закрылись двери собора, притихшие люди стали расходиться… чтобы через час собраться, уже без своих кукол, на смотровой площадке, на обрыве у моря. С выступающего в средиземноморкую водную гладь мыса пиротехники, победившие в июльском конкурсе фейерверков, устроили грандиозный получасовой салют. Так закончилась эта восхитительная неделя.

2 thoughts on “Санта Текла

  1. Pingback: Санта Текла | Гнездо Хищной Птицы

  2. Pingback: Карнавал по-таррагонски | Гнездо Хищной Птицы

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *