Лезуш (Les Houches)
Дорога
Нормальная дорога из женевского аэропорта в Лезуш занимает всего полтора часа. За 35 € микроавтобус доставит вас в любую точку города, однако, есть один нюанс — поездка через территорию Швейцарии требует швейцарской визы. О том, что расположенная в центре Европы страна не признаёт визы Шенгенской, я узнал уже забронировав самолёт. К счастью, из находящегося вблизи границы аэропорта есть прямой выход на французскую территорию. Ободрённый этим известием, я отправился в путь.
От французского сектора аэропорта до ближайшего городка Ферней-Вольтер идёт двухполосная автомобильная дорога, огороженная с двух сторон забором с колючей проволкой. Расстояние около трёх километров. Такси стоит тридцатку, другого транспорта, как и нормальной пешеходной дорожки, — нет. С мыслями, что надо было лететь до Леона, прошагал несколько сотен метров. Только остановился сделать пару фотографий, как рядом притормозил пустой микроавтобус. Водитель, оказавшийся выходцем с Преднестровья, вот уже 15 лет живущим там, бесплатно подкинул меня до центра Ферней-Вольтера.
На часах было начало третьего. Редкие прохожие на пустынной улице не разговаривали по английски. Я стоял рядом с мэрией. Рядом был памятник павшим в боях первой и второй Мировых войн, чуть поотдаль — монумент Вольтеру, который провёл здесь часть своей жизни и отсюда писал письма Екатерине второй. До ближайшей француской железнодорожной станции в Беллегарде отсюда ходит всего три автобуса в день. До ближайшего оставалось два часа. Поэтому, не смотря на несколько сумок, которые оставить было негде и пришлось таскать везде с собой, решил прогуляться до усадьбы Вольтера.
Мэрия.
Памятник Вольтеру.
Автопортрет с чемоданом.
Оказалось совсем рядом, в десяти минутах ходьбы от мэрии. Правда здесь меня ждал облом: ворота были закрыты, а из плаката на французском понять что либо было сложно. То ли попасть в усадьбу можно только по записи, то ли день или время были неудачными. Расположенное с другой стороны от дорожки кладбище выглядело более гостеприимно, но попадать внутрь как-то не хотелось. Возвращаясь к остановке кружным путём, нашёл местный театр с необычным, для русского глаза, рисунком на стене. В кафешке рядом с остановкой постарался купить что-нибудь перекусить, но в итоге, без знания французского, удалось разжиться только бутылкой воды.
С усадьбой вышел облом.
Местное кладбище выглядит гостеприимно.
Театр.
Через двадцать минут подъехал автобус и следующий час с небольшим я любовался проплывающим за окном французским захолустьем. Если бы не аккуратненькие домики в посёлках и другие признаки цивилизации, место было бы очень похоже на наш Кавказ. Кстати, в этих краях находится европейский центр ядерных исследований ЦЕРН, в последнее время известный широкой публике в связи с запуском большого андронного коллайдера.
В Беллегарде, остававшийся до прихода поезда на Сан-Жерве, час времени был убит на перекус в привокзальной кафешке. Наконец, поезд загрузился людьми и отправился в путь. Уже порядочно уставший от долгой дороги, я рассматривал проплывающие за окном горы и равнины. Где то на середине пути поезд разделили на две части: пара вагонов отправилась в Сан-Жерве, остальные — в другое место. Опоздав на 15 минут, прибыл на место, где задерживающийся поезд дожидалась местная электричка. На ней быстро доехал до Лезуша, находящегося на 600 метров выше Сан-Жерве. Два парня, вышедшие со мной из поезда, тоже оказались студентами-физиками. Скинувшись по 5 €, поймали машину до находящейся на окраине городка Ecole de Physique.
Вид из окна автобуса Ферней-Вольтер — Беллегард.
Первый взгляд на горы вокруг Лезуша.
Наконец то мы приехали! Часы показывали начало двенадцатого, на улице уже стемнело, только вершины гор освещались в последних лучах заходящего солнца. Посмотрев в главном здании план расселения, распрощался с попутчиками и отправился в свою комнату. Приятно удивившись тому, что комната очень чистенькая, есть свой туалет и душ, а также письменный стол, свет и всё что нужно для комфортного существования, я быстро раскидал вещи по полкам шкафа и завалился спать.
Первая вылазка в горы
Уже по дороге на завтрак стало ясно, что место неописуемо красиво. Физическая школа в Лезуше расположилась на окраине, метров на сто-двести выше центра города. С лужайки перед лекционным корпусом замечательно видны горные гряды, с двух сторон обступившие долину. Один за другим на их фоне плавно спускаются вниз на парапланах любители острых ощущений. Зимой это популярнейший горнолыжный курорт, а летом множество маунтин байкеров гоняют по горным склонам на велосипедах. Одним словом, при первом же взгляде захотелось разведать эти места, и в первый же день, после обеда, мы отправились в путь.
Параплан среди гор.
Вид от главного здания школы.
Параплан на фоне ледника «Бозон».
Немного заплутав, до перевала Кол де Боз мы так и не добрались. Зато полюбовались зелёными равнинами и раскиданными по ним домиками. Время нас поджимало: в пять надо было вернуться на лекцию. Первое восхождение было отложенно на следующий день.
Альпийский пейзаж.
Этот подъёмник работает только зимой.
Учтя горький опыт, во второй раз мы отправились в горы не дожидаясь обеда, раздобыв более подробную карту. Тропинка быстро набирала градус и вскоре группа растянулась: кто-то убежал вперёд, кто-то отстал. Погода, с утра хмурая и дождливая, быстро шла на поправку. Облака разошлись, открыв голубое небо. Через полтора часа, оставшись вдвоём с немецкой студенткой, мы поравнялись по высоте с облаками и продолжали путь. Ещё через час крутая тропинка вывела нас на вершину. С высоты 2000 метров над уровнем моря открывался волшебный вид на Лезуш (1000 метров). Правее, в разрывах облаков иногда мелькала вершина Монблана (4700 метров). Вместе с опередившими нас товарищами, мы перекусили, дождались отставших и вместе спустились в долину. Впечатлённые увиденным, решили в ближайшее воскресенье сходить в направлении Монблана.
На одной высоте с облаками, внизу — Сан Жерве ле Ба.
Первые на высоте 2000 метров: Лила, Марианна, Даниель.
За облаками спрятался Монблан.
Вид на Лезуш сверху.
Наша интернациональная команда:
Италия, Хорватия, Австралия, Германия, Аргентина, Литва, Россия.
Облака открыли кусочек Монблана.
За ужином познакомились с бельгийцем Жаном, который бывал на Монблане раньше и собирался подняться на вершину снова. Чтобы взойти на вершину и вернуться за два дня, рассказал он, я отправлюсь в субботу ранним утром. На первом фуникулёре поднимусь на перевал Кол де Боз, оттуда дойду до первого, на высоте 3300 метров, а затем до второго, на высоте 3700, приюта. Там заночую в палатке, чтобы в час ночи выйти к вершине и к восьми утра достичь её. Только так, говорил он, можно успеть вернуться на Кол де Боз к отходу последнего фуникулёра в шесть вечера. Если хотите сходить в однодневный поход, то вполне можете успеть дойти до первого, а то и до второго приюта и вернуться назад. Правда, до второго приюта придётся лезть по довольно крутому склону, с которого скатываются камни, поэтому, если соберётесь туда, захватите каски. Последовав совету Жана, в субботу мы с Даниэлем взяли в школе велосипеды и спустились в город. Там, по 13 € на брата, взяли в прокат на сутки туристические ботинки и каски. Готовые на рассвете отправиться в путь, мы вернулись в школу очень довольные.
Прогулка по тропе к Монблану
В однодневную прогулку по тропе к Монблану, в итоге, собралось около десяти человек. Поднявшись в семь часов утра, не дожидаясь завтрака, мы отправились в путь. Быстро спустившись в город, сели на фуникулёр и поднялись до перевала Кол де Боз. Хотя оттуда и можно доехать на горном трамвайчике до высоты 2300, мы предпочли дойти до туда по долине, сделав при этом небольшую петлю. Провожаемые любопытными взглядами пасшихся там коровок, мы взобрались по склону до конечной остановки трамвайчика, где остановились передохнуть и перекусить взятыми из школы сухпайками.
Наш маленький отряд шагает по долине.
Видите зелёную «пирамиду» справа? Отсюда она кажется довольно высокой…
однако, вскоре мы были выше её.
В долине нас провожали любопытными взглядами альпийские коровки…
мы лезли вверх всё выше и выше…
и вот нас уже встречают горные козочки.
Через некоторое время двинулись дальше. Пройдя метров двести, встретили Жана. Он уже побывал на вершине Монблана и теперь полным ходом спускался вниз. Тропинка теперь постоянно шла выше и выше. Жаркое солнце окончательно вышло из-за гор и спрятаться от него было некуда. Наша команда постепенно растянулась. Вместе с итальянским парнем Гуэльмо мы шли последними, потеряв из виду остальных. За очередным поворотом тропинки нам встретилось несколько горных козочек. Совершенно не боясь людей, они вплотную подошли к нам и дали себя пофотографировать. Кстати о людях, толпы народу ходят по этой тропинке в сторону приютов. Идут мужчины и женщины, молодые и пожилые, некоторые с маленькими детьми. Вобщем, народу дофига и чувство что ты идёшь туда, куда не каждый пойдёт и дойдёт, отсутствует напрочь. Наоборот, глядя на эти разношёрстные толпы, начинаешь корить себя за то, что так быстро устал и отстал от своих товарищей.
По пути встретился одинокий бивуак.
Расслабляться не стоит.
Такая вот извилистая тропинка.
Наконец, показался первый приют. От него нас с Гуэльмо отделял только небольшой ледник. Слегка передохнув, мы пересекли его и вошли в кафешку убежища. Среди множества альпинистов нашли своих товарищей. Они уже успели перекусить и дожидались нас. Как оказалось, Даниель с Марианной полчаса назад ушли к следующему приюту, который было видно на кромке горы, возвышавшейся неподалёку. Остальные решили, что с них хватит. К сожалению, и мне до второго приюта сходить было не суждено. Отдохнув и пофотографировав изумительные виды вокруг, мы повернули назад.
От первого приюта нас отделяет только этот ледничок.
А вот и сам приют.
Не мог здесь не отметиться.
Следующий приют — на вершине этой горы.
Практически все остальные горы лежат ниже нас. Вдали внизу виднеется Сан Жерве.
Вид в другую сторону долины. Видно Шамони, а где то дальше начинается Швейцария.
Провожаемые горными козочками, мы спустились до конечной остановки горного трамвайчика и пошли дальше вдоль его пути. Внизу по долине тянулась тропка, по которой этим утром мы шли сюда. Добравшись до фуникулёра наша команда разделилась. Несколько человек, захотели пешком спуститься до школы, остальные спустились на фуникулёре в город, чтобы сдать взятое в прокат снаряжение. По пути в школу нас догнали Даниель с Марианной, успешно добравшиеся до второго приюта. Все вместе мы вернулись домой аккурат к ужину.
Так нас провожали гостеприимные горные козочки.
Внизу виднеется тропинка, по которой мы поднимались наверх.
Раритетный стрелочный ключ.
1911 г., а до сих пор работает, лично проверил.
Вот мимо неспешно едет маленький горный трамвайчик…
по имени Анна.
Разведка долины
Пресытившись прогулками по горам, мы занялись разведкой долины. Очень кстати, в школе можно было взять несколько хороших велосипедов и покататься небольшой компанией. Первое место, куда мы добрались, был сам Лезуш. Спуск туда был сплошным удовольствием: едешь всё время под горку, только успеваешь нажимать на тормоз. Вот обратный путь был гораздо труднее. Впринципе, можно было подняться назад и не слезая с велосипеда, однако, вскоре все решили что лучше экономить силы и возвращаться пешком, везя велосипед рядом.
Церковь в Лезуше, очень слабо отличается от церквей в соседних городках.
Из Лезуша вершины Монблана не видно, её заслоняет другая гора.
Первая поездка за пределы Лезуша привела нас в Шамони — более крупный городок, известный как первоклассный горнолыжный курорт. Расстояние в 10 километров по автомобильной дороге на велосипеде легко преодолевается за час. Очень приятная поездочка: машин не слишком много, по сторонам тянутся красивые горные гряды. В самом Шамони довольно красиво. Аккуратненькие домики, множество магазинов. Отдельно стоит упоминуть продуктовые магазины, оформленные в каком-то безумном стиле, от которого сразу повышается слюноотделение и хочется попробовать каждый из лежащих на полочках сыров, каждую из висячих на крюках колбас. В винных погребочках глаза моментально разбегаются по сторонам от обилия и без помощи продавцов выбрать что-либо очень трудно.
Во время поездки вдоль долины есть чем полюбоваться.
Шамони встречает множеством флагов на центральной площади.
Даже памятники изумляются, глядя на горы.
По долине течёт быстрая речка.
Церковь в Шамони очень похожа на другие церкви в этой долине.
СЫР, СЫР, СЫР!!!
Колбасы, варенья!!!
Оказавшись там, можно проглотить язык!
Мне бы такой погребок :)
В кондитерском магазине.
Милашка.
В другой стороне от Лезуша находится городок Сербоз. Если ехать туда по правильной дороге, поездка будет очаровательной. При перепаде высот 500 метров, напрягаться совсем не приходится, знай только притормаживай на поворотах серпантина. Назад без проблем можно вернуться на электричке, ходящей по долине. Правда, в первый раз отправляясь в Сербоз на велосипеде мы всего этого не знали и сделали всё наоборот. Туда мы пробирались по лесной дороге, которая начиналась как слегка заросшая грунтовая дорога, а под конец превратилась в узкую кривую тропку, по которой пришлось идти неся велосипед на руках. А назад мы попытались взобраться по серпантину, не представляя, что он окажется настолько длинным. Зато следующие несколько раз мы всё делали как надо и получали массу удовольствия от поездки. Ещё одним приятным сюрпризом стало наличие в Сербозе футбольного поля. Несколько раз большой компанией мы выбирались туда в дальнейшем погонять мяч.
На окраине Сербоза в лесу обнаружили развалины сторожевой башни.
С холма, на котором она располагалась, замечательно просматривается пролёгшая по долине дорога.
Руины башни.
А здесь была мельница, теперь — отель.
На поле вышла наша dream team.
С нами Даниель.
С нами есть одна девушка, Теннеке.
С нами один из организаторов школы, Тьерри.
На поле есть бразильцы и аргентинцы.
Жан-Пьер из Камеруна.
По пути домой с футбола: поезд едет по акведуку.
ГЭС в горах
В начале последней недели в Лезуше парень из Украины, Женя, узнал от товарищей, что они побывали в удивительном месте. Представьте себе высокогорное озеро, на котором сооружена гидроэлектростанция. Да, представить это, действительно, сложно. Поэтому мы загорелись идеей самим это увидеть. Однако, на ближайшие дни уже были запланированы поездки в Шамони за сувенирами. Единственный свободный день был четверг, а в пятницу в семь утра нам предстояло быть на вокзале Лезуша, чтобы отправиться из школы по домам.
В среду вечером вылазка оказалась под угрозой из-за прощальных посиделок в баре. За беседами и выпивкой время летело незаметно и по комнатам мы разошлись только в начале четвётого утра. В то, что с утра мы будем способны ехать и идти по горам, верилось с трудом. Однако, проснувшись в восемь утра, мы почувствовали себя довольно бодрыми и отдохнувшими. Позавтракав, вдвоём с Женей мы быстрым шагом, постепенно переходящим в бег, направились к вокзалу. Однако, по пути в одном месте сбились, пробежали нужный поворот и в итоге опоздали на электричку всего на несколько минут, увидев уезжающий по акведуку состав. Убив час времени за праздными разговорами о политике, дождались следующего поезда и поехали вверх по долине, за Шамони, до самой границы с Швейцарией.
Ожидая поезд, развлекались как могли…
устроили фотосессию с зеркалом.
Пассажиры любуются пейзажем.
Выйдя из поезда в последнем француском городке, мы пошли по лесной тропинке, плавно перешедшей в горную тропку. День был ясный и жаркий. Вскоре мы обнажились по пояс и, обливаясь потом, продолжали наш путь. Как всегда бывает в горах, тропинка шла на вершину скалы, поднявшись туда мы видели следующую скалу, на которую идёт тропинка, и так снова и снова. Наконец, за очередным перегибом тропы нам открылся вид на бетонную стену высоко над нами. По швейцарской стороне вдоль горы к ней шли пути трамвайчика, по нашей — только наша узкая тропинка. Прошло ещё около часа, прежде чем мы сначала поравнялись по высоте с путями трамвайяика, а потом и с верхней кромкой плотины. Преодолев последние метры, выбрались на скалу с захватывающим обзором. С одной стороны от неё раскинулась долина, откуда мы пришли, а с другой — огромное озеро, плотина и горы позади них.
Вид на долину, откуда мы пришли. Слева видно как тянется дорога горного трамвайчика.
С другой стороны раскинулось огромное озеро, плотина и горы.
А от всего этого вместе, как сказала одна моя знакомая, «в мозгу кривится от такого сочетания».
На другой стороны плотины была уже Швейцария. Нафотографировавшись на фоне озера и гор на французской стороне, мы перешли на туда. Как хорошо, что в горах нету таможенных постов, никто не спрашивает визы и вообще никаких проблем. Тем не менее, на той стороне была цивилизация: конечная остановка фуникуляра, церквушка, магазинчик, кафе и автомобильная дорога вниз.
Наконец то вершину Монблана ничего не закрывает.
И я там был :)
На фоне высокогорного озера.
Лёгкий путь вниз.
Водная гладь.
Ещё один вид.
Церквушка на высоте 2000 с лишним.
Панорамный вид.
Ещё один панорамный вид.
Не успели ещё мы налюбоваться местными красотами, как время стало нас поджимать: надо было ещё успеть собрать чемоданы, ведь на следующий день нам предстоял ранний отъезд. Однако, перед спуском Женёк захотел окунуться в хрустальной чистоты воду этого озера. Отойдя в сторону от плотины, он осуществил своё желание, а я запечатлел всё это на камеру.
Женёк позирует в озере на фоне гор.
Высокогорный заплыв.
Ещё одна сногсшибательная фота.
Водичка — высший класс.
Подождав немного пока Женёк обсохнет, мы отправились обратно в долину. До поезда оставалось всё меньше времени, постепенно ускоряя шаг, мы перешли на бег трусцой. Из последних сил добежали до станции и вскочили в последний момент в практически отъезжающий поезд. Вернувшись в школу, быстро собрали чемоданы, сходили на прощальный концерт для ксилофона с флейтой и отправились спать. Дорога до аэропорта была долгой, однако, прошла без особых приключений. Попрощавшись с Женьком, которому, из-за отсутствия швейцарской визы, тоже пришлось ехать в Женеву через французские задворки, мы отправились на посадку на разные рейсы.
Лезуш (Les Houches)
Дорога
Нормальная дорога из женевского аэропорта в Лезуш занимает всего полтора часа. За 35 € микроавтобус доставит вас в любую точку города, однако, есть один нюанс — поездка через территорию Швейцарии требует швейцарской визы. О том, что расположенная в центре Европы страна не признаёт визы Шенгенской, я узнал уже забронировав самолёт. К счастью, из находящегося вблизи границы аэропорта есть прямой выход на французскую территорию. Ободрённый этим известием, я отправился в путь.
От французского сектора аэропорта до ближайшего городка Ферней-Вольтер идёт двухполосная автомобильная дорога, огороженная с двух сторон забором с колючей проволкой. Расстояние около трёх километров. Такси стоит тридцатку, другого транспорта, как и нормальной пешеходной дорожки, — нет. С мыслями, что надо было лететь до Леона, прошагал несколько сотен метров. Только остановился сделать пару фотографий, как рядом притормозил пустой микроавтобус. Водитель, оказавшийся выходцем с Преднестровья, вот уже 15 лет живущим там, бесплатно подкинул меня до центра Ферней-Вольтера.
На часах было начало третьего. Редкие прохожие на пустынной улице не разговаривали по английски. Я стоял рядом с мэрией. Рядом был памятник павшим в боях первой и второй Мировых войн, чуть поотдаль — монумент Вольтеру, который провёл здесь часть своей жизни и отсюда писал письма Екатерине второй. До ближайшей француской железнодорожной станции в Беллегарде отсюда ходит всего три автобуса в день. До ближайшего оставалось два часа. Поэтому, не смотря на несколько сумок, которые оставить было негде и пришлось таскать везде с собой, решил прогуляться до усадьбы Вольтера.
Мэрия.
Памятник Вольтеру.
Автопортрет с чемоданом.
Оказалось совсем рядом, в десяти минутах ходьбы от мэрии. Правда здесь меня ждал облом: ворота были закрыты, а из плаката на французском понять что либо было сложно. То ли попасть в усадьбу можно только по записи, то ли день или время были неудачными. Расположенное с другой стороны от дорожки кладбище выглядело более гостеприимно, но попадать внутрь как-то не хотелось. Возвращаясь к остановке кружным путём, нашёл местный театр с необычным, для русского глаза, рисунком на стене. В кафешке рядом с остановкой постарался купить что-нибудь перекусить, но в итоге, без знания французского, удалось разжиться только бутылкой воды.
С усадьбой вышел облом.
Местное кладбище выглядит гостеприимно.
Театр.
Через двадцать минут подъехал автобус и следующий час с небольшим я любовался проплывающим за окном французским захолустьем. Если бы не аккуратненькие домики в посёлках и другие признаки цивилизации, место было бы очень похоже на наш Кавказ. Кстати, в этих краях находится европейский центр ядерных исследований ЦЕРН, в последнее время известный широкой публике в связи с запуском большого андронного коллайдера.
В Беллегарде, остававшийся до прихода поезда на Сан-Жерве, час времени был убит на перекус в привокзальной кафешке. Наконец, поезд загрузился людьми и отправился в путь. Уже порядочно уставший от долгой дороги, я рассматривал проплывающие за окном горы и равнины. Где то на середине пути поезд разделили на две части: пара вагонов отправилась в Сан-Жерве, остальные — в другое место. Опоздав на 15 минут, прибыл на место, где задерживающийся поезд дожидалась местная электричка. На ней быстро доехал до Лезуша, находящегося на 600 метров выше Сан-Жерве. Два парня, вышедшие со мной из поезда, тоже оказались студентами-физиками. Скинувшись по 5 €, поймали машину до находящейся на окраине городка Ecole de Physique.
Вид из окна автобуса Ферней-Вольтер — Беллегард.
Первый взгляд на горы вокруг Лезуша.
Наконец то мы приехали! Часы показывали начало двенадцатого, на улице уже стемнело, только вершины гор освещались в последних лучах заходящего солнца. Посмотрев в главном здании план расселения, распрощался с попутчиками и отправился в свою комнату. Приятно удивившись тому, что комната очень чистенькая, есть свой туалет и душ, а также письменный стол, свет и всё что нужно для комфортного существования, я быстро раскидал вещи по полкам шкафа и завалился спать.
Первая вылазка в горы
Уже по дороге на завтрак стало ясно, что место неописуемо красиво. Физическая школа в Лезуше расположилась на окраине, метров на сто-двести выше центра города. С лужайки перед лекционным корпусом замечательно видны горные гряды, с двух сторон обступившие долину. Один за другим на их фоне плавно спускаются вниз на парапланах любители острых ощущений. Зимой это популярнейший горнолыжный курорт, а летом множество маунтин байкеров гоняют по горным склонам на велосипедах. Одним словом, при первом же взгляде захотелось разведать эти места, и в первый же день, после обеда, мы отправились в путь.
Параплан среди гор.
Вид от главного здания школы.
Параплан на фоне ледника «Бозон».
Немного заплутав, до перевала Кол де Боз мы так и не добрались. Зато полюбовались зелёными равнинами и раскиданными по ним домиками. Время нас поджимало: в пять надо было вернуться на лекцию. Первое восхождение было отложенно на следующий день.
Альпийский пейзаж.
Этот подъёмник работает только зимой.
Учтя горький опыт, во второй раз мы отправились в горы не дожидаясь обеда, раздобыв более подробную карту. Тропинка быстро набирала градус и вскоре группа растянулась: кто-то убежал вперёд, кто-то отстал. Погода, с утра хмурая и дождливая, быстро шла на поправку. Облака разошлись, открыв голубое небо. Через полтора часа, оставшись вдвоём с немецкой студенткой, мы поравнялись по высоте с облаками и продолжали путь. Ещё через час крутая тропинка вывела нас на вершину. С высоты 2000 метров над уровнем моря открывался волшебный вид на Лезуш (1000 метров). Правее, в разрывах облаков иногда мелькала вершина Монблана (4700 метров). Вместе с опередившими нас товарищами, мы перекусили, дождались отставших и вместе спустились в долину. Впечатлённые увиденным, решили в ближайшее воскресенье сходить в направлении Монблана.
На одной высоте с облаками, внизу — Сан Жерве ле Ба.
Первые на высоте 2000 метров: Лила, Марианна, Даниель.
За облаками спрятался Монблан.
Вид на Лезуш сверху.
Наша интернациональная команда:
Италия, Хорватия, Австралия, Германия, Аргентина, Литва, Россия.
Облака открыли кусочек Монблана.
За ужином познакомились с бельгийцем Жаном, который бывал на Монблане раньше и собирался подняться на вершину снова. Чтобы взойти на вершину и вернуться за два дня, рассказал он, я отправлюсь в субботу ранним утром. На первом фуникулёре поднимусь на перевал Кол де Боз, оттуда дойду до первого, на высоте 3300 метров, а затем до второго, на высоте 3700, приюта. Там заночую в палатке, чтобы в час ночи выйти к вершине и к восьми утра достичь её. Только так, говорил он, можно успеть вернуться на Кол де Боз к отходу последнего фуникулёра в шесть вечера. Если хотите сходить в однодневный поход, то вполне можете успеть дойти до первого, а то и до второго приюта и вернуться назад. Правда, до второго приюта придётся лезть по довольно крутому склону, с которого скатываются камни, поэтому, если соберётесь туда, захватите каски. Последовав совету Жана, в субботу мы с Даниэлем взяли в школе велосипеды и спустились в город. Там, по 13 € на брата, взяли в прокат на сутки туристические ботинки и каски. Готовые на рассвете отправиться в путь, мы вернулись в школу очень довольные.
Прогулка по тропе к Монблану
В однодневную прогулку по тропе к Монблану, в итоге, собралось около десяти человек. Поднявшись в семь часов утра, не дожидаясь завтрака, мы отправились в путь. Быстро спустившись в город, сели на фуникулёр и поднялись до перевала Кол де Боз. Хотя оттуда и можно доехать на горном трамвайчике до высоты 2300, мы предпочли дойти до туда по долине, сделав при этом небольшую петлю. Провожаемые любопытными взглядами пасшихся там коровок, мы взобрались по склону до конечной остановки трамвайчика, где остановились передохнуть и перекусить взятыми из школы сухпайками.
Наш маленький отряд шагает по долине.
Видите зелёную «пирамиду» справа? Отсюда она кажется довольно высокой…
однако, вскоре мы были выше её.
В долине нас провожали любопытными взглядами альпийские коровки…
мы лезли вверх всё выше и выше…
и вот нас уже встречают горные козочки.
Через некоторое время двинулись дальше. Пройдя метров двести, встретили Жана. Он уже побывал на вершине Монблана и теперь полным ходом спускался вниз. Тропинка теперь постоянно шла выше и выше. Жаркое солнце окончательно вышло из-за гор и спрятаться от него было некуда. Наша команда постепенно растянулась. Вместе с итальянским парнем Гуэльмо мы шли последними, потеряв из виду остальных. За очередным поворотом тропинки нам встретилось несколько горных козочек. Совершенно не боясь людей, они вплотную подошли к нам и дали себя пофотографировать. Кстати о людях, толпы народу ходят по этой тропинке в сторону приютов. Идут мужчины и женщины, молодые и пожилые, некоторые с маленькими детьми. Вобщем, народу дофига и чувство что ты идёшь туда, куда не каждый пойдёт и дойдёт, отсутствует напрочь. Наоборот, глядя на эти разношёрстные толпы, начинаешь корить себя за то, что так быстро устал и отстал от своих товарищей.
По пути встретился одинокий бивуак.
Расслабляться не стоит.
Такая вот извилистая тропинка.
Наконец, показался первый приют. От него нас с Гуэльмо отделял только небольшой ледник. Слегка передохнув, мы пересекли его и вошли в кафешку убежища. Среди множества альпинистов нашли своих товарищей. Они уже успели перекусить и дожидались нас. Как оказалось, Даниель с Марианной полчаса назад ушли к следующему приюту, который было видно на кромке горы, возвышавшейся неподалёку. Остальные решили, что с них хватит. К сожалению, и мне до второго приюта сходить было не суждено. Отдохнув и пофотографировав изумительные виды вокруг, мы повернули назад.
От первого приюта нас отделяет только этот ледничок.
А вот и сам приют.
Не мог здесь не отметиться.
Следующий приют — на вершине этой горы.
Практически все остальные горы лежат ниже нас. Вдали внизу виднеется Сан Жерве.
Вид в другую сторону долины. Видно Шамони, а где то дальше начинается Швейцария.
Провожаемые горными козочками, мы спустились до конечной остановки горного трамвайчика и пошли дальше вдоль его пути. Внизу по долине тянулась тропка, по которой этим утром мы шли сюда. Добравшись до фуникулёра наша команда разделилась. Несколько человек, захотели пешком спуститься до школы, остальные спустились на фуникулёре в город, чтобы сдать взятое в прокат снаряжение. По пути в школу нас догнали Даниель с Марианной, успешно добравшиеся до второго приюта. Все вместе мы вернулись домой аккурат к ужину.
Так нас провожали гостеприимные горные козочки.
Внизу виднеется тропинка, по которой мы поднимались наверх.
Раритетный стрелочный ключ.
1911 г., а до сих пор работает, лично проверил.
Вот мимо неспешно едет маленький горный трамвайчик…
по имени Анна.
Разведка долины
Пресытившись прогулками по горам, мы занялись разведкой долины. Очень кстати, в школе можно было взять несколько хороших велосипедов и покататься небольшой компанией. Первое место, куда мы добрались, был сам Лезуш. Спуск туда был сплошным удовольствием: едешь всё время под горку, только успеваешь нажимать на тормоз. Вот обратный путь был гораздо труднее. Впринципе, можно было подняться назад и не слезая с велосипеда, однако, вскоре все решили что лучше экономить силы и возвращаться пешком, везя велосипед рядом.
Церковь в Лезуше, очень слабо отличается от церквей в соседних городках.
Из Лезуша вершины Монблана не видно, её заслоняет другая гора.
Первая поездка за пределы Лезуша привела нас в Шамони — более крупный городок, известный как первоклассный горнолыжный курорт. Расстояние в 10 километров по автомобильной дороге на велосипеде легко преодолевается за час. Очень приятная поездочка: машин не слишком много, по сторонам тянутся красивые горные гряды. В самом Шамони довольно красиво. Аккуратненькие домики, множество магазинов. Отдельно стоит упоминуть продуктовые магазины, оформленные в каком-то безумном стиле, от которого сразу повышается слюноотделение и хочется попробовать каждый из лежащих на полочках сыров, каждую из висячих на крюках колбас. В винных погребочках глаза моментально разбегаются по сторонам от обилия и без помощи продавцов выбрать что-либо очень трудно.
Во время поездки вдоль долины есть чем полюбоваться.
Шамони встречает множеством флагов на центральной площади.
Даже памятники изумляются, глядя на горы.
По долине течёт быстрая речка.
Церковь в Шамони очень похожа на другие церкви в этой долине.
СЫР, СЫР, СЫР!!!
Колбасы, варенья!!!
Оказавшись там, можно проглотить язык!
Мне бы такой погребок :)
В кондитерском магазине.
Милашка.
В другой стороне от Лезуша находится городок Сербоз. Если ехать туда по правильной дороге, поездка будет очаровательной. При перепаде высот 500 метров, напрягаться совсем не приходится, знай только притормаживай на поворотах серпантина. Назад без проблем можно вернуться на электричке, ходящей по долине. Правда, в первый раз отправляясь в Сербоз на велосипеде мы всего этого не знали и сделали всё наоборот. Туда мы пробирались по лесной дороге, которая начиналась как слегка заросшая грунтовая дорога, а под конец превратилась в узкую кривую тропку, по которой пришлось идти неся велосипед на руках. А назад мы попытались взобраться по серпантину, не представляя, что он окажется настолько длинным. Зато следующие несколько раз мы всё делали как надо и получали массу удовольствия от поездки. Ещё одним приятным сюрпризом стало наличие в Сербозе футбольного поля. Несколько раз большой компанией мы выбирались туда в дальнейшем погонять мяч.
На окраине Сербоза в лесу обнаружили развалины сторожевой башни.
С холма, на котором она располагалась, замечательно просматривается пролёгшая по долине дорога.
Руины башни.
А здесь была мельница, теперь — отель.
На поле вышла наша dream team.
С нами Даниель.
С нами есть одна девушка, Теннеке.
С нами один из организаторов школы, Тьерри.
На поле есть бразильцы и аргентинцы.
Жан-Пьер из Камеруна.
По пути домой с футбола: поезд едет по акведуку.
ГЭС в горах
В начале последней недели в Лезуше парень из Украины, Женя, узнал от товарищей, что они побывали в удивительном месте. Представьте себе высокогорное озеро, на котором сооружена гидроэлектростанция. Да, представить это, действительно, сложно. Поэтому мы загорелись идеей самим это увидеть. Однако, на ближайшие дни уже были запланированы поездки в Шамони за сувенирами. Единственный свободный день был четверг, а в пятницу в семь утра нам предстояло быть на вокзале Лезуша, чтобы отправиться из школы по домам.
В среду вечером вылазка оказалась под угрозой из-за прощальных посиделок в баре. За беседами и выпивкой время летело незаметно и по комнатам мы разошлись только в начале четвётого утра. В то, что с утра мы будем способны ехать и идти по горам, верилось с трудом. Однако, проснувшись в восемь утра, мы почувствовали себя довольно бодрыми и отдохнувшими. Позавтракав, вдвоём с Женей мы быстрым шагом, постепенно переходящим в бег, направились к вокзалу. Однако, по пути в одном месте сбились, пробежали нужный поворот и в итоге опоздали на электричку всего на несколько минут, увидев уезжающий по акведуку состав. Убив час времени за праздными разговорами о политике, дождались следующего поезда и поехали вверх по долине, за Шамони, до самой границы с Швейцарией.
Ожидая поезд, развлекались как могли…
устроили фотосессию с зеркалом.
Пассажиры любуются пейзажем.
Выйдя из поезда в последнем француском городке, мы пошли по лесной тропинке, плавно перешедшей в горную тропку. День был ясный и жаркий. Вскоре мы обнажились по пояс и, обливаясь потом, продолжали наш путь. Как всегда бывает в горах, тропинка шла на вершину скалы, поднявшись туда мы видели следующую скалу, на которую идёт тропинка, и так снова и снова. Наконец, за очередным перегибом тропы нам открылся вид на бетонную стену высоко над нами. По швейцарской стороне вдоль горы к ней шли пути трамвайчика, по нашей — только наша узкая тропинка. Прошло ещё около часа, прежде чем мы сначала поравнялись по высоте с путями трамвайяика, а потом и с верхней кромкой плотины. Преодолев последние метры, выбрались на скалу с захватывающим обзором. С одной стороны от неё раскинулась долина, откуда мы пришли, а с другой — огромное озеро, плотина и горы позади них.
Вид на долину, откуда мы пришли. Слева видно как тянется дорога горного трамвайчика.
С другой стороны раскинулось огромное озеро, плотина и горы.
А от всего этого вместе, как сказала одна моя знакомая, «в мозгу кривится от такого сочетания».
На другой стороны плотины была уже Швейцария. Нафотографировавшись на фоне озера и гор на французской стороне, мы перешли на туда. Как хорошо, что в горах нету таможенных постов, никто не спрашивает визы и вообще никаких проблем. Тем не менее, на той стороне была цивилизация: конечная остановка фуникуляра, церквушка, магазинчик, кафе и автомобильная дорога вниз.
Наконец то вершину Монблана ничего не закрывает.
И я там был :)
На фоне высокогорного озера.
Лёгкий путь вниз.
Водная гладь.
Ещё один вид.
Церквушка на высоте 2000 с лишним.
Панорамный вид.
Ещё один панорамный вид.
Не успели ещё мы налюбоваться местными красотами, как время стало нас поджимать: надо было ещё успеть собрать чемоданы, ведь на следующий день нам предстоял ранний отъезд. Однако, перед спуском Женёк захотел окунуться в хрустальной чистоты воду этого озера. Отойдя в сторону от плотины, он осуществил своё желание, а я запечатлел всё это на камеру.
Женёк позирует в озере на фоне гор.
Высокогорный заплыв.
Ещё одна сногсшибательная фота.
Водичка — высший класс.
Подождав немного пока Женёк обсохнет, мы отправились обратно в долину. До поезда оставалось всё меньше времени, постепенно ускоряя шаг, мы перешли на бег трусцой. Из последних сил добежали до станции и вскочили в последний момент в практически отъезжающий поезд. Вернувшись в школу, быстро собрали чемоданы, сходили на прощальный концерт для ксилофона с флейтой и отправились спать. Дорога до аэропорта была долгой, однако, прошла без особых приключений. Попрощавшись с Женьком, которому, из-за отсутствия швейцарской визы, тоже пришлось ехать в Женеву через французские задворки, мы отправились на посадку на разные рейсы.
Pingback: Кусочек Германии — 2 | Гнездо Хищной Птицы