Страна Басков, триBasque Country, three

Страна Басков, триBasque Country, three

Бильбао

Приезжаю я в Бильбао из Витории: ни вписки заранее не найдено, ни отеля не забронировано. Единственное, Booking.com говорит, что на окраине города есть пара хостелов, в которых за 15-20€ за ночь можно получить койку в комнате на 8-15 человек, а дальше цены были уже дороже (40€ и больше). Зашёл, на всякий случай, в офис туристической информации, спросил, где бы можно остановиться подешевле, мне тут же вручили список хостелов с ориентировочными ценами, в том числе по 25-30€ за индивидуальную комнату, практически в самом центре. Booking.com их вообще не показывал, ну решил дойти, проверить на месте несколько таких хостелов. В первом же, называющимся Pensíon Zubia (Adiskidetasun Kalea, 5), в итоге, и остановился: 25€ за одиночную комнату, удобства на этаже, но в целом такое довольно чистое и тихое место, через реку от старого города, рядом с железнодорожным вокзалом. Так, в первый раз за все свои самостоятельные поездки куда-либо, неплохо устроился на месте без помощи Интернета, и даже лучше, чем предлагал Интернет :)

Сам Бильбао оказался довольно скучным, на мой взгляд, обычным испанским городом, привлекающим туристов, в основном, за счёт известного Музея современного искусства им. Гуггенхайма, о котором ниже. Сперва покажу фотки, нащёлканные по городу.



Бильбао стоит на реке Нервьон. Там, впереди, на берегу реки находится старый город, позади же меня находится музей Гуггенхайма.

Вон его кусочек видно за мостом, который сам по себе претендует быть произведением современного искусства.

Приметное здание на набережной. Не уверен, что это, но похоже на мэрию, по стилю.

Позади меня старый город, передо мною старое здание железнодорожного вокзала, которое сегодня служит станцией FEVE — местной узкоколейной сети железной дороги. За ним находится станция RENFE, с которой, в частности, ходят скоростные поезда в другие регионы Испании.

Приглашают на поминальную службу.

Поддерживают лесбиянок. (Если что это витрина на обычной улице старого города, а не в каком-то где-то затерянном тупике.)

От нечего делать заглянул в баскский музей. Оказалось не шибко интересно, да и фотографировать внутри запрещено :( (Это куклы, которые носят по городу по праздникам.)

Кривенькая панорама главной площади.

Поднялся на холм рядом со старым городом (из старого города где-то за евро наверх ездит лифт). Наверху ничего интересного нет, разве что вид на город более-менее: тут вот видно старый город и главную площадь, в частности.

А это вид на современную часть города.

Офисное здание главного баскского банка.

В соседнем холме куда-то копают туннель.

Конечно же в городе есть собор.

В соборе обнаружилась копия каталонской девы Марии из Монтсеррата.

Вот примечательно: при строительстве офисного квартала сохранён фасад стоявшего тут раньше здания.

Я так понимаю, очередное крутое творение Калатравы.

Вечерняя движуха. Ну так, ничего особенного.

Все мы запятнаны кровью. Наш стиль жизни становится причиной нищеты, а нам — пофиг.

Вроде бы, в Бильбао должно быть много подобных проявлений уличного искусства, но я особо их не искал.

Гуггенхайм

Как уже сказал, главным магнитом для туристов в Бильбао является Музей Гуггенхайма, открытый в 1997 году. Собственно это один из сети музеев современного искусства, созданных фондом Гуггенхайма по всему миру, с головным музеем в Нью-Йорке. Вернее, насколько я понял, по крайней мере в случае музея в Бильбао, инициатива и расходы на строительство были на баскском правительстве, а фонд Гуггенхайма взялся обеспечивать культурную составляющую проекта. Проектирование и строительство здания, обошедшиеся в 89 миллионов долларов США, доверили Фрэнку Гэри, получилось вот так:

Вид на музей с моста через реку. Говорят, самый классный вид открывается, если по противоположной от музея стороне набережной пройтись вправо, по отношению к этому кадру. Но на улице было жарко, мне было лень туда идти :) Но вы поняли идею: снаружи он выглядит весь таким плавно изогнутым, отдалённо напоминающим по форме корабль.

Говорят, здание признаётся одним из самых зрелищных в мире строений в стиле деконструктивизма. Ну фиг знает, форма, конечно, неплоха, но из-за вида внешней отделки, вкупе с отсутствием окон в большей части здания, мне оно какой-то технический сарай напоминает в каком-нибудь исследовательском институте. На мой вкус — лучше бы попросили/уговорили Калатраву спроектировать здание. Между тем, на отделке, конечно, не экономили: большая часть здания обшита тонкими листами титана:

Да, но экономисты говорят, что стоимость здания окупилась за три первые года: за это время музей привлёк в город около 4 миллионов туристов, которые раскошелились на отели/рестораны, а с этой прибыли правительство собрало около 100 миллиона евро налогов. Да, раз уж про деньги заговорили… История музея показывает, что при правильном подходе можно и необычное здание построить в срок и уложиться в первоначально запланированный бюджет. История музея показывает, так же, что коррупция есть везде: с 1998 по 2008 год финансовый директор музея, Роберто Цеарсоло Барренечеа (Roberto Cearsolo Barrenetxea) украл со счетов музея в свой карман почти 800 тысяч долларов США. В 2008-м, правда, это всё вскрылось: вора уволили и приговорили к двум с половиной годам тюрьмы, при том, что он пообещал вернуть украденные деньги, и, в общем, похоже действительно вернул большую часть.

Главный косяк музея: запрет на фотографию внутри галерей, за которым реально следят :( Между тем музей очень крут (хотя, наверняка, многим не нравится): я в нём провёл почти четыре часа. Секрет в том, что если просто пройти все экспозиции, это, наверное, займёт меньше часа и ничего не будет понятно, ничего не понравится, а если идти с аудио-гидом, слушать рассказы про все экспонаты и задумываться над ними, то это будет совершенно другое дело. В этом плане, я так понимаю, многие произведений современного искусства надо воспринимать скорее как приглашения задуматься о какой-то важной для автора и общества теме/явлении, чем как красивые предметы сами по себе. Некоторые крутые экспонаты находятся на улице вокруг музея:

«Щенок» от Джеффа Куна. Ну, во-первых, просто круто и технически интересно: скульптура щенка из 60 000 живых цветов на каркасе из нержавеющей стали, со встроенной ирригационной системой. Во-вторых, вокруг этой скульптуры произошла сцена, достойная криминального боевика: перед открытием скульптуры в 1997 трое террористов из ЭТА, преодетые садовниками, попытались разместить несколько горшков с цветами, наполненных взрывчаткой, рядом со скульптурой, но были замечены офицером баскской полиции, Хосе Марией Агуерре (Jose María Aguirre), которого застрелили намертво, но их план, таким образом, был сорван. Площадь, на которой установлена скульптура, теперь носит имя погибшего офицера.

«Тюльпаны» от того же автора.

«Мать» от Луиз Борже (Louise Bourgeois) (ну вы можете поразмышлять, что этим хотела сказать автор).

Взгляд вверх в центральном холле музея, с разных уровней которого осуществляется доступ во все галереи. Очень круто выглядит (эта фотка совсем не передаёт впечатление, но мне, этим холлом, архитектура музея внутри понравилась гораздо больше, чем его вид снаружи), и является «сердцем музея, перекачивающим посетителей, подобно крови, из галлереи в галлерею».

Инсталляция от Дженни Холзнер (Jenny Holzer). По этой фотке ничего не понятно: на самом деле там у такой изогнутой стены стоит ряд вертикальных тонких колонн со светодиодами (справа), по которым едут разные надписи, отражение которых в стене (слева и сверху) вы видите (синие надписи на баскском, а с другой стороны колонны показываются надписи на английском, красного цвета).

Картина из серии «Миссис Ленин и соловей» от Георга Базелитца (Georg Baselitz). Там 16 подобных картин, на каждой из которых нарисованы вверх ногами Ленин и Сталин в женских платьях и обнажёнными членами. (Если вам интересно к чему это — Интернет вам подскажет :) Тут меня вежливо попросили убрать фотоаппарат нахрен, и дальше я уже почти не фоткал :(

«Суть времени» от Ричарда Серра (Richard Serra).

Вот, как я выше сказал, ходил я по музею целых 4 часа, что-то мне нравилось, что-то не нравилось. Среди прочего запомнилась инсталляция «Фальшивое движение (Стабильность и экономический рост)» от Дамиана Ортеги (Damián Ortega):

«Фальшивое движение», фото взято с сайта музея: кажущаяся разваливающейся, колонна из трёх пустых, ржавых нефтяных бочек, стоящих на вращающемся постаменте. К описанию путинской стабильности, в частности, хорошо подходит.

Вот эта фотография мне, почему-то, понравилась и запомнилась:

«Охотничий сюжет» от Джефа Волла (Jeff Wall) (фотография этой фотографии с неимоверным трудом нарыта на просторах Интернета, поскольку имя автора я, конечно же, забыл, а сфотографировать фото и табличку с именем автора на месте было запрещено).

Пожалуй, стоит закругляться, вот ещё пара фоток из музея:

Заключение

Больше в Бильбао ничего интересного не нашёл, и на следующий день отправился домой в Реус на скоростном поезде ALVIA. Заодно, наконец, узнал, чем отличаются скоростные линии ALVIA от AVE. Оказалось, в случае AVE, поезд весь маршрут едет по скоростной линии (например, от Реуса до Мадрида), а в случае ALVIA часть пути проходится по обычной линии (в данном случае это от Бильбао до Саррагосы: около 250 км ехали четыре с лишним часа), а часть — по скоростной (от Саррагосы до Реуса, точнее до станции Таррагона Камп, находящеся поблизости, около 200 км пролетели за час). Тут есть интересный момент, что обычные поезда в Испании ездят по рельсам с шириной колеи 1668 мм, а скоростные — по рельсам с европейской шириной колеи 1435 мм. Поэтому, поезда, использующиеся на линиях ALVIA умеют автоматически изменять ширину колёсной пары на скорости 30 км/ч. Т.е. около Саррагосы находится гейт между двумя системами, поезд замедляется и без каких-либо особенных ощущений, с точки зрения пассажиров, переезжает на пути другого стандарта.

В итоге, вышло у меня вот такое путешествие в Страну Басков, частично с шефом, частично в гордом одиночестве:

Кто что пропустил — вот ссылки на все части отчёта:
Дорога в Страну Басков (Монсон, водохранилища и горы);
Страна Басков, раз (чуть Памплоны, Сан Себастьян, Пасайа и атлантическое побережье);
Страна Басков, два (Витория-Гастейс);
— Страна Басков, три (вы только что её дочитали).

Страна Басков, триBasque Country, three

The text is not translated from Russian :(

Бильбао

Приезжаю я в Бильбао из Витории: ни вписки заранее не найдено, ни отеля не забронировано. Единственное, Booking.com говорит, что на окраине города есть пара хостелов, в которых за 15-20€ за ночь можно получить койку в комнате на 8-15 человек, а дальше цены были уже дороже (40€ и больше). Зашёл, на всякий случай, в офис туристической информации, спросил, где бы можно остановиться подешевле, мне тут же вручили список хостелов с ориентировочными ценами, в том числе по 25-30€ за индивидуальную комнату, практически в самом центре. Booking.com их вообще не показывал, ну решил дойти, проверить на месте несколько таких хостелов. В первом же, называющимся Pensíon Zubia (Adiskidetasun Kalea, 5), в итоге, и остановился: 25€ за одиночную комнату, удобства на этаже, но в целом такое довольно чистое и тихое место, через реку от старого города, рядом с железнодорожным вокзалом. Так, в первый раз за все свои самостоятельные поездки куда-либо, неплохо устроился на месте без помощи Интернета, и даже лучше, чем предлагал Интернет :)

Сам Бильбао оказался довольно скучным, на мой взгляд, обычным испанским городом, привлекающим туристов, в основном, за счёт известного Музея современного искусства им. Гуггенхайма, о котором ниже. Сперва покажу фотки, нащёлканные по городу.

Бильбао стоит на реке Нервьон. Там, впереди, на берегу реки находится старый город, позади же меня находится музей Гуггенхайма.

Вон его кусочек видно за мостом, который сам по себе претендует быть произведением современного искусства.

Приметное здание на набережной. Не уверен, что это, но похоже на мэрию, по стилю.

Позади меня старый город, передо мною старое здание железнодорожного вокзала, которое сегодня служит станцией FEVE — местной узкоколейной сети железной дороги. За ним находится станция RENFE, с которой, в частности, ходят скоростные поезда в другие регионы Испании.

Приглашают на поминальную службу.

Поддерживают лесбиянок. (Если что это витрина на обычной улице старого города, а не в каком-то где-то затерянном тупике.)

От нечего делать заглянул в баскский музей. Оказалось не шибко интересно, да и фотографировать внутри запрещено :( (Это куклы, которые носят по городу по праздникам.)

Кривенькая панорама главной площади.

Поднялся на холм рядом со старым городом (из старого города где-то за евро наверх ездит лифт). Наверху ничего интересного нет, разве что вид на город более-менее: тут вот видно старый город и главную площадь, в частности.

А это вид на современную часть города.

Офисное здание главного баскского банка.

В соседнем холме куда-то копают туннель.

Конечно же в городе есть собор.

В соборе обнаружилась копия каталонской девы Марии из Монтсеррата.

Вот примечательно: при строительстве офисного квартала сохранён фасад стоявшего тут раньше здания.

Я так понимаю, очередное крутое творение Калатравы.

Вечерняя движуха. Ну так, ничего особенного.

Все мы запятнаны кровью. Наш стиль жизни становится причиной нищеты, а нам — пофиг.

Вроде бы, в Бильбао должно быть много подобных проявлений уличного искусства, но я особо их не искал.

Гуггенхайм

Как уже сказал, главным магнитом для туристов в Бильбао является Музей Гуггенхайма, открытый в 1997 году. Собственно это один из сети музеев современного искусства, созданных фондом Гуггенхайма по всему миру, с головным музеем в Нью-Йорке. Вернее, насколько я понял, по крайней мере в случае музея в Бильбао, инициатива и расходы на строительство были на баскском правительстве, а фонд Гуггенхайма взялся обеспечивать культурную составляющую проекта. Проектирование и строительство здания, обошедшиеся в 89 миллионов долларов США, доверили Фрэнку Гэри, получилось вот так:

Вид на музей с моста через реку. Говорят, самый классный вид открывается, если по противоположной от музея стороне набережной пройтись вправо, по отношению к этому кадру. Но на улице было жарко, мне было лень туда идти :) Но вы поняли идею: снаружи он выглядит весь таким плавно изогнутым, отдалённо напоминающим по форме корабль.

Говорят, здание признаётся одним из самых зрелищных в мире строений в стиле деконструктивизма. Ну фиг знает, форма, конечно, неплоха, но из-за вида внешней отделки, вкупе с отсутствием окон в большей части здания, мне оно какой-то технический сарай напоминает в каком-нибудь исследовательском институте. На мой вкус — лучше бы попросили/уговорили Калатраву спроектировать здание. Между тем, на отделке, конечно, не экономили: большая часть здания обшита тонкими листами титана:

Да, но экономисты говорят, что стоимость здания окупилась за три первые года: за это время музей привлёк в город около 4 миллионов туристов, которые раскошелились на отели/рестораны, а с этой прибыли правительство собрало около 100 миллиона евро налогов. Да, раз уж про деньги заговорили… История музея показывает, что при правильном подходе можно и необычное здание построить в срок и уложиться в первоначально запланированный бюджет. История музея показывает, так же, что коррупция есть везде: с 1998 по 2008 год финансовый директор музея, Роберто Цеарсоло Барренечеа (Roberto Cearsolo Barrenetxea) украл со счетов музея в свой карман почти 800 тысяч долларов США. В 2008-м, правда, это всё вскрылось: вора уволили и приговорили к двум с половиной годам тюрьмы, при том, что он пообещал вернуть украденные деньги, и, в общем, похоже действительно вернул большую часть.

Главный косяк музея: запрет на фотографию внутри галерей, за которым реально следят :( Между тем музей очень крут (хотя, наверняка, многим не нравится): я в нём провёл почти четыре часа. Секрет в том, что если просто пройти все экспозиции, это, наверное, займёт меньше часа и ничего не будет понятно, ничего не понравится, а если идти с аудио-гидом, слушать рассказы про все экспонаты и задумываться над ними, то это будет совершенно другое дело. В этом плане, я так понимаю, многие произведений современного искусства надо воспринимать скорее как приглашения задуматься о какой-то важной для автора и общества теме/явлении, чем как красивые предметы сами по себе. Некоторые крутые экспонаты находятся на улице вокруг музея:

«Щенок» от Джеффа Куна. Ну, во-первых, просто круто и технически интересно: скульптура щенка из 60 000 живых цветов на каркасе из нержавеющей стали, со встроенной ирригационной системой. Во-вторых, вокруг этой скульптуры произошла сцена, достойная криминального боевика: перед открытием скульптуры в 1997 трое террористов из ЭТА, преодетые садовниками, попытались разместить несколько горшков с цветами, наполненных взрывчаткой, рядом со скульптурой, но были замечены офицером баскской полиции, Хосе Марией Агуерре (Jose María Aguirre), которого застрелили намертво, но их план, таким образом, был сорван. Площадь, на которой установлена скульптура, теперь носит имя погибшего офицера.

«Тюльпаны» от того же автора.

«Мать» от Луиз Борже (Louise Bourgeois) (ну вы можете поразмышлять, что этим хотела сказать автор).

Взгляд вверх в центральном холле музея, с разных уровней которого осуществляется доступ во все галереи. Очень круто выглядит (эта фотка совсем не передаёт впечатление, но мне, этим холлом, архитектура музея внутри понравилась гораздо больше, чем его вид снаружи), и является «сердцем музея, перекачивающим посетителей, подобно крови, из галлереи в галлерею».

Инсталляция от Дженни Холзнер (Jenny Holzer). По этой фотке ничего не понятно: на самом деле там у такой изогнутой стены стоит ряд вертикальных тонких колонн со светодиодами (справа), по которым едут разные надписи, отражение которых в стене (слева и сверху) вы видите (синие надписи на баскском, а с другой стороны колонны показываются надписи на английском, красного цвета).

Картина из серии «Миссис Ленин и соловей» от Георга Базелитца (Georg Baselitz). Там 16 подобных картин, на каждой из которых нарисованы вверх ногами Ленин и Сталин в женских платьях и обнажёнными членами. (Если вам интересно к чему это — Интернет вам подскажет :) Тут меня вежливо попросили убрать фотоаппарат нахрен, и дальше я уже почти не фоткал :(

«Суть времени» от Ричарда Серра (Richard Serra).

Вот, как я выше сказал, ходил я по музею целых 4 часа, что-то мне нравилось, что-то не нравилось. Среди прочего запомнилась инсталляция «Фальшивое движение (Стабильность и экономический рост)» от Дамиана Ортеги (Damián Ortega):

«Фальшивое движение», фото взято с сайта музея: кажущаяся разваливающейся, колонна из трёх пустых, ржавых нефтяных бочек, стоящих на вращающемся постаменте. К описанию путинской стабильности, в частности, хорошо подходит.

Вот эта фотография мне, почему-то, понравилась и запомнилась:

«Охотничий сюжет» от Джефа Волла (Jeff Wall) (фотография этой фотографии с неимоверным трудом нарыта на просторах Интернета, поскольку имя автора я, конечно же, забыл, а сфотографировать фото и табличку с именем автора на месте было запрещено).

Пожалуй, стоит закругляться, вот ещё пара фоток из музея:

Заключение

Больше в Бильбао ничего интересного не нашёл, и на следующий день отправился домой в Реус на скоростном поезде ALVIA. Заодно, наконец, узнал, чем отличаются скоростные линии ALVIA от AVE. Оказалось, в случае AVE, поезд весь маршрут едет по скоростной линии (например, от Реуса до Мадрида), а в случае ALVIA часть пути проходится по обычной линии (в данном случае это от Бильбао до Саррагосы: около 250 км ехали четыре с лишним часа), а часть — по скоростной (от Саррагосы до Реуса, точнее до станции Таррагона Камп, находящеся поблизости, около 200 км пролетели за час). Тут есть интересный момент, что обычные поезда в Испании ездят по рельсам с шириной колеи 1668 мм, а скоростные — по рельсам с европейской шириной колеи 1435 мм. Поэтому, поезда, использующиеся на линиях ALVIA умеют автоматически изменять ширину колёсной пары на скорости 30 км/ч. Т.е. около Саррагосы находится гейт между двумя системами, поезд замедляется и без каких-либо особенных ощущений, с точки зрения пассажиров, переезжает на пути другого стандарта.

В итоге, вышло у меня вот такое путешествие в Страну Басков, частично с шефом, частично в гордом одиночестве:

Кто что пропустил — вот ссылки на все части отчёта:
Дорога в Страну Басков (Монсон, водохранилища и горы);
Страна Басков, раз (чуть Памплоны, Сан Себастьян, Пасайа и атлантическое побережье);
Страна Басков, два (Витория-Гастейс);
— Страна Басков, три (вы только что её дочитали).

3 thoughts on “Страна Басков, триBasque Country, three

  1. Pingback: Страна Басков, два | Гнездо Хищной Птицы

  2. Pingback: Майорка, два | Гнездо Хищной Птицы

  3. Pingback: Тэйт Модерн | Гнездо Хищной Птицы

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *