МайссенMeissen

МайссенMeissen

Надо же, какая удача, в кой-то веки проснулся в выходной рано, трезвый, так ещё и погода на удивление чудная была, единственный солнечный день посреди нескольких пасмурных дождливых недель. Сел на поезд, поехал в Майссен, маленький городок на берегах Эльбы, километрах в 20 от Дрездена. Давно хотел туда заглянуть, вот наконец-то и получилось :)



Остановка электрички где-то посередине между Дрезденом и Майссеном. Так загажена, что можно подумать, что Россия.

В Майссене вокзал находится через реку от центра города. Выйдя на берег, увидел вид, служащий визитной карточкой города:

За мостом, на противоположном берегу, стоит замок Альбрехтсбург, первый в истории Германии замок, построенный чисто как резиденция правителя, а не как военное укрепление.

Я сравнительно недавно был в Праге, возможно поэтому этот замок силуэтом двух башен собора, поднимающихся из-за окружающих его построек, напомнил мне именно Прагу. В остальном, как видите, городок небольшой, больших домов не видно.

Вид на замок с моста.

Тут мне понравился этот одноэтажный домик с двухэтажной крышей :)

Главная площадь города. Симпатичные домики, церковь нашей Госпожи с фарфоровыми колоколами, которые видно в арке на башне, и маленькая рождественская ярмарка на площади, ещё не успевшая открыться.

Напротив домов с предыдущей фотографии стоит здание мэрии — ратхауз.

В симпатичном доме рядом с церковью находится весьма ресторан, показавшийся мне дороговатым.

В общем, взял курс на замок:

Традиционный в Германии рождественский пряничный домик.

Перекрёсток на подходе к замку. Лестница, которую видно на улице, уходящей вперёд за знак кирпича, ведёт наверх, прямо к воротам.

Вот и угловая башня с вратами в замок.

Вид с моста к воротам в одну сторону,…

и в другую сторону.

Главный двор замка. Посреди стоит собор, слева от него — дворец.

Конная коляска на фоне дворца Майссена.

Взгляд на коляску с другой стороны.

Дома во дворе симпатичны.

Вот этот очень понравился.

Туда, по лесенке, подняться, к сожалению, было нельзя.

Ещё один взгляд на двор.

Пора идти во дворец. Да, обратите внимание на правую башню дворца: внутри неё находится парадная винтовая лестница. Другая винтовая лестница находится в меньшей башне левее, на внутреннем углу здания.

Честно говоря, хоть к билету и прилагается бесплатный аудио-гид, слушать его подробно мне было лень. В двух словах, Альбрехтсбург начали строить в 1471 году на месте военных укреплений, служивших резиденцией местного маркграфа. В начале XV века майссенский маркграф стал курфюрстом Саксонии, а с 1464 по 1485 года курфюршество управлялось совместно были братья Эрнст Саксонский и Альбрехт Храбрый. Замок строился именно как их совместная резиденция, но вскоре, в 1485-ом, братья разделили свои владения, и Майссен достался Альбрехту. Вскоре, правда, он перенёс свою резиденцию в Дрезден, и Альбрехтсбург в основном пустовал до 1710 года, когда в нём открыли первую в Европе фарфоровую мануфактуру. Она просуществовала в замке до 1863 года, когда её перебазировали на новое место на окраине Майссена. Весьма повреждённый производством, дворец отремонтировали и теперь он стал музеем.

Один из двух больших залов на втором этаже дворца Альбрехтсбурга.

Что в Майссене офигенно круто, так это то что везде разрешают всё фотографировать.

Другой зал на втором этаже, со статуями властителей замка вдоль стен.

Не уверен на 100%, но, по-моему, это братья Эрнст и Альбрехт.

Очередной зал.

Широкая и удобная парадная винтовая лестница выдаёт мирное назначение замка. В замках с военным назначением винтовые лестницы делали узкими, с противоположной закруткой спирали, дабы наступающим снизу наружная стена мешала орудовать мечом. Кроме того, ступени делали неудобной высоты, периодически вставляя ступени отличного от других размера, чтобы нападающим было сложно бегом по этой лестнице вбежать наверх.

Вид через окно с лестницы на двор. Делать стёкла прозрачными тогда ещё плохо умели.

Зал на третьем этаже дворца. Обратите внимание, как хорошо вписываются в интерьер металлические музейные стенды.

Батарея для обогрева. Естественно, во дворце печь топили в подвале, а горячий воздух по трубам поднимался к таким вот красивым колоннам, обеспечивающим обогрев помещений.

Ещё один вид из окна.

Автопортрет в стенде с майссенским фарфором.

В соседнем стенде — суровый рыцарь.

Красивая ваза из майссенского фарфора.

Во дворце мне очень понравилось применение современных технологий в интересах музея там, где уместно. Вот, например, на чердак посетителей пустить сложно, а показать его хочется. Решение: в углу одной из комнат на последнем этаже установлен такой вот перископ:

Когда его крутишь вокруг оси, на экране показывается, что видит в этом направлении камера на чердаке. Плюс, по мере поворота, на изображение с камеры накладывается дополнительная информация, подсвечивающая различные элементы деревянной крыши и поясняющая их назначение.

А где раньше ходили в туалет? Ну, понятно, кто победнее — те за сарай бегали, или горшком пользовались. Но правителям так делать как-то не солидно, да и бегать с горшком с третьего этажа дворца вниз как-то не солидно. В одном из маленьких помещений, соединённых с одной из спален дворца, находится ответ на эту загадку:

В закрытом стеклом очке видна уходящая вниз в темноту узкая щель между двух каменных стен. Направляющая дощечка под очком, по всей видимости, направляет продукты жизнедеятельности в направлении от находящегося этажом ниже аналогичного туалета с выводом в ту же щель.

У тех, кому довелось посидеть в замке в заточении, в специально предусмотренных для этого помещениях, таких удобств, конечно же, не было.

Из дворца отправился в находящийся рядом майссенский собор:

Замечательно, в соборе тоже никто не возражает против фотографий без вспышки.

А зал в соборе довольно светлый, поэтому фотографировать без вспышки не проблема.

Дальше немного удавшихся, на мой взгляд, фотографий из собора без комментариев:

В сувенирном магазинчике собора продают слайды. Я думал, такого уже не делают :)

Симпатичный домик под холмом, на котором стоит замок.

Дома на противоположном берегу Эльбы. Это я обошёл собор и фоткаю с площадки за ним.

Панорамный видок с той же точки.

Дальше я спустился из Альбрехтсбурга в центр города и пошёл к находящейся на другой стороне города Майссенской фарфоровой мануфактуре, по пути фоткая всё, что приглянулось:

Вот чего мне, кстати, в Германии безумно нравится, так это большое число домов с косыми крышами, а вернее — квартиры на чердаках этих домов. По-моему, они очень уютные :)

Вот тут “половинчатые” дома странно немного смотрятся.

Подхожу к фарфоровой фабрике.

Во, добрался:

Здание музея майссенской фарфоровой мануфактуры. Сами производственные помещения, по ходу дела, находятся позади него.

Да, пожалуй стоит в двух словах рассказать про историю изобретения майссенского фарфора. До XVIII века фарфор умели производить только в Китае, а ценили его во всём мире. Соответственно, фарфор стоил безумных денег, и тому, кто разгадал бы секрет его производства, удалось бы неплохо подзаработать. Удалось это, в итоге, Иоганну Фридриху Бёттгеру, под руководством Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса. Вообще Бёттгер был алхимиком и пытался изобрести “философский” камень, способный лечить болезни превращать ртуть в золото. Делать он этого, конечно же, так и не научился, но умел показывать убедительные фокусы, позолачивая разные предметы с помощью некоего порошка. Этим он привлёк к себе внимание и вскоре оказался заключённым в крепости “Кёнигштайн” с приказом открыть для местного курфюрста способ промышленного производства золота. Там он оказался втянут в работы Чирнхауса по исследованию производства фарфора и, в итоге, к 1705 году им удалось изобрести способ производства красного фарфора, а к 1708-му — белого. В 1710-ом в не использовавшемся тогда дворце Альбрехтсбурга была открыта первая в Европе фарфоровая мануфактура (в замке её открыли, чтобы держать подальше всех любопытных и сохранять рецепт производства в секрете). В 1863-м мануфактуру перевели в сегодняшнее место, где майссенский фарфор до сих пор производят в ручную по оригинальным рецептам.

Надо сказать, из огромного количества фарфоровых изделий, выставленных в музее и находящемся при нём магазине, мне понравились далеко не все, скорее даже меньше половины. Так что тут будут фотки того, что приглянулось.

Майссенский фарфор ой как не дешёв. Вот эти фигурки стоят 3000-3500€, блюдца и чашечки по 100-300€.

Вот такой вот невзрачный, на мой взгляд, “листик” с драконом продают за 231€.

Посетителям музея показывают небольшой мастер-класс по производству фарфора. В четырёх, следующих друг за другом, комнатах рассказывают про лепку и раскраску изделий.

На лепку одной простенькой чашки или небольшого элемента статуэтки (при помощи форм) мастер тратит не больше нескольких минут. Потом они немного подсыхают в течении некоторого времени и отправляются на обжиг.

При обжиге объём фарфора уменьшается процентов на 20. (Слева чашка до обжига, а справа — после.)

Сокращение фарфора при обжиге накладывает повышенные требования на однородность вылепленного изделия, иначе его перекосит. Особенно это актуально для сложных изделий.

Да, сложные скульптуры лепят кусками, потом их соединяют вместе.

Всякие мелкие растительные орнаменты из фарфора, цветочки собирают вручную из отдельных листиков.

Если требуется, изделия раскрашивают вручную и отправляют на следующий обжиг. Некоторые вещи украшают простыми орнаментами, преимущественно синего цвета,…

другие же расписывают многоцветными рисунками, или покрывают позолотой. Краски делают по собственным рецептам, хранящимся в тайне. Интересно отметить, что цвета красок сильно меняются после обжига, так что задача нарисовать что-то сложное и цветное весьма и весьма непроста.

Что интересно, документация и формы ко всем когда-либо производившимся мануфактурой фарфоровым изделиям хранятся в архиве фабрики. Так что любой из этих предметов может быть повторен сегодня. Например, этот слоник: модель 1731/32, произведён в 1923.

Вот, кстати, лого майссенской мануфактуры: два синих перекрещенных меча наносятся на каждое изделие фабрики.

Наконечники для курительных трубок.

На одном из этажей музея представлены тематические стенды с продукцией выпущенной для заказчиков из разных стран. Не удивительно было узнать, что немало фарфора ушло в Россию: холопы жили в жопе, а господа кушали с пафосного фарфора.

“Большой русский заказ”. Российская императрица Екатерина II сделал заказ Майссенской мануфактуре на изготовление 40 фигурных изображений из фарфора. Над этим заказом с 1772 по 1775 год работали мастера Йоханн Йоахим Кендлер и Мишель Виктор Асье. Ну, глядя на сегодняшние цены, вы можете представить, сколько такое удовольствие стоило в XVIII веке, когда это было единственное фарфоровое производство за пределами Китая, а транспорт был только конный. В 1776 году Екатерина заказала пластическое изображение своей любимой собачки Лизетты. Для достижения максимального сходства с “оригиналом” Йоханну Кендлеру из Москвы были присланы картина с изображением животного и его описание. Вот эта сучка!

“Кушать по-царски”. Российские покупатели предпочитают сегодня мейссенский фарфор с золочёным рельефным орнаментом. Особенно, наверное, Володя Путин его предпочитает, не зря же он в Дрездене по линии КГБ служил. Так что пируха продолжается, пока кто-то ещё верит в сказки про Путина-лидера-супермена без альтернативы, кушает он с такого фарфора и плюёт на всех.

Вот, собственно, текст относился к этому сервизу.

В других богатых нефтью странах тоже любят кушать по-царски.

Американский орёл.

Для желающих приобщиться к царской трапезе, на верхнем этаже музея есть пафосный ресторан. Еду подают на майссенском фарфоре. Трёх-блюдное меню на сервизах из трёх разных веков. В качестве сувенира — художественно оформленное меню в подарок.

Цена вопроса 32€. Было искушение попробовать, но я устоял =D

Временная экспозиция “Майссенский фарфор и время”.

Вот это самые классные часы: ангел смерти отмеряет ваше время.

Ещё из надписей на стенах этой экспозиции узнал классную цитату Огюста Родена: “Никакое занятие не будет потерей времени, если полученный опыт используется мудро”. Йо, это высказывание оправдывает мою жизнь… надеюсь =D

Ну всё, закругляюсь, ещё немного фоток, снятых по дороге от фабрики к вокзалу:

Задний двор мануфактуры. Наверное, это трубы печей для обжига изделий.

Симпатичная подворотня.

Вот, кстати, многие приезжающие в Испании недовольны тем, что там пообедать можно нормально только с 13:00 до 16:00, в основном, а потом большинство ресторанчиков закрываются до ужина, то-есть часов до 20:00, если не позже. В маленьких городках Германии всё ещё хуже. По-крайней мере в Саксонии народ обедает аж в полдень, так что к 14:00 все ресторанчики уже закрываются. Я, как всегда, об этом не подумал, поэтому пришлось довольствоваться хот-догом на рождественской ярмарке и ехать обедать домой в Дрезден. (О, надо отметить, что кебабные спасают ситуацию, они обычно работают чуть ли не круглосуточно в некоторых местах и весьма неплохо готовят)

Этот дом меня привлёк тем, как кусок верхнего этажа и башенка выделяются на фасаде.

А здесь у нас очень узенький и маленький жёлтый домик затесался.

Уфф… что-то сегодня огромный пост вышел :)

МайссенMeissen

What a luck to wake up sober early at a weekend morning and to find out that the weather is brilliant. It was the only sunny day in few gloomy weeks of rains, so I got a train to Meissen, a small town at the shores of Elba, about 20 kilometers from Dresden. I wanted to visit it for a while already, so it was stupid to miss such a chance.

A train stop somewhere in-between Dresden and Meissen. It looks so dirty, that one can think this is Russia.

The train station of Meissen is at the opposite bank of the river from the old town. When I came to the shore, I saw one of the most popular views of Meissen:

At the opposite shore, behind the bridge, stays the castle Albrechtsburg, the first castle in history of Germany built from the beginning as the residence of local rulers, not as a military fortress.

Quite recently I’ve been to Prague. Probably due to it the castle with two towers of the Cathedral reminded me Prague. As you can see, the town is quite small, no big buildings in sight.

View to the castle from the bridge.

I like this one-floor house with the two-floors roof :)

The main square of the city. Nice houses, Church of Our Lady with porcelain bells, which you can see in the ark of the tower, and a small Christmas market at the square, which is still closed in the early morning.

The city hall, Rathause, stays opposite to the houses from the previous photo.

Nice house with a restaurant next to the church, which seemed a bit expensive to me.

So I headed toward the castle:

Traditional German gingerbread house, which many people make for Christmas.

Cross road nearby the castle. The stair, which you can see at the street, going behind the stop-sign, leads uphill, directly to the gates of the castle.

Here is the corner tower with the castle-gates.

View from the bridge of the gates-tower in one direction,…

and in the other.

The inner yard of the castle. At the middle of the yard stays the Cathedral, the building left to it is the palace.

Horse-carriage at the yard of the Meissen castle.

View to the carriage from the other side.

Nice buildings at the yard.

This house I like.

Unfortunately it was not allowed to go up this stair.

One more pic of the yard.

Time to visit the palace. Yeah, pay attention at the right tower of the building, inside it is the main spiral stair of the palace. Another one is constructed inside the smaller tower at the inner corner of the palace.

The audioguide was included into the ticket price for free, but I was a bit lazy to listen it carefully. In few words, Albrechtsburg was build from 1471 at the place of previous military fortress, being the residence of the local margrave. At the beginning of XV century the margrave of Meissen became elector of Saxony. From 1464 to 1485 the Electorate of Saxony was jointly ruled by brothers Ernst and Albert the Bold. The castle in Meissen was initially constructed as the residence for both of them, but soon, at 1485, the brothers divided their lands, and Meissen was taken by Albert, who preferred to move his residence to Dresden soon, and Albrechtsurg had no active use till 1710, when the first European porcelain manufacture was established there. The manufacture existed inside the castle till 1863, when it was moved to a new place at suburbs of Meissen. The palace, severely damaged by the porcelain production, was later renovated, and now it is opened as museum.

One of two large halls at the second floor of the Albrechtsburg palace.

What I like especially in Meissen is that it is permitted to take picture everywhere there.

Another hall of the second floor. Statues of the palace owners stay along the walls.

Not 100% sure, but I think these guys are the brothers Ernst and Albert.

Another hall.

Wide and convenient spiral stair proves the non-military purposes of the palace. In the real fortresses all the spiral stairs where made narrow, with opposite direction of the spiral (in such case the enemies attacking from the ground floor had problem to use efficiently their swords due to lack of space). Also the stair steps in military castles are of different height and with non-regular spacing, in order to slow down the movement of the attackers upstairs.

View through a window from the stair to the yard. People were not able to produce really clear glass back then.

Hall of the third floor. The museums stands made of stainless steel look great among the ancient interiors.

Heater. The stoves were situated at the ground floor, and the hot air was coming up by tubes to such heating devices in the rooms.

One more view from a window.

Self-portrait in a stand with Meissen porcelain.

A knight in the neighbor stand.

Nice porcelain vase.

I like a lot how they use the modern technologies in the museum, where it is needed. For example, it is quite hard to allow the visitors to the attic, although it is interesting to see its construction. The solution is to put such a periscope at the top floor:

When it is rotated around, the screen shows what the camera at the attic sees in this direction. Additional information is highlighted directly over the real image from the attic.

Where did the people go to the toilet in past? Well the poor people just went behind a corner or used a chamber-pot, but the rulers are not the right persons to act such way. Also it is quite uncomfortable to run down from the third floor of the castle with the pot. So, the answer was found in one of the small rooms connected to a bedroom at the third floor:

There is a narrow chink going down into darkness. The small desk directs the “wastes” in the right direction, in order not to interfere with similar devices at the floors below.

Well, prisoners closed in such castles had not so many comfort.

After the palace I visited the Cathedral, staying next to it:

Cool, it is also permitted to take pictures there (without flash).

But it is so bright, that no flash is needed indeed.

Few nice pics from the Cathedral without comments:

Slides in the souvenir shop. I thought nobody produce such things anymore :)

Nice house under the hill with the castle.

Some houses at the opposite shore of the Elba river. The pic is taken from a spot behind the Cathedral.

Panoramic image from the same place.

After the Cathedral I headed back to the city center, and further to the Meissen porcelain manufacture, taking some pictures on the way:

What I like especially in Germany, are such houses with such roofs. Usually there are very nice lofts inside the attics there :)

This “half-cut” houses look a bit strange.

Approaching the porcelain manufacture.

Here is it:

The building of the museum of the Meissen porcelain manufacture. The production buildings are behind it, I guess.

Few words about the history of porcelain production in Meissen. Before the XVIII century, the porcelain was produced only in China, and nobody abroad knew the secret of its production. So the porcelain, beloved all over the world, cost huge moneys, and it was a chance to become rich for a person who manage to reveal the secret. The guys who did it (revealed the secret, I mean, the most of the profit was taken then by the local rulers, of course) where Johann Friedrich Böttger, under supervision of Ehrenfried Walther von Tschirnhaus. Originally Bötter tried to find out a way to turn some cheap shit into the gold, as many alchemists tried to do back than. But soon he was imprisoned in the fortress “Königstein” with an order from Dresden ruler, to reveal the secret of the gold production for him. There he was involved soon into the works of Tschirnhaus, who was trying to invent a way to produce the porcelain, and in 1705 they found the receipt of the red porcelain, while later in 1708 they managed to produce the white one. In 1710 the first porcelain manufacture in Europe was established in the Albrechtsburg palace (to keep the porcelain secret in secret from everybody else). Later in 1863 the manufacture was moved to its current place.

I should notice that from the huge amount of the porcelain things exposed in the museum I liked less then half, I think. So the pictures I’ll show here are of the staff I like.

The Meissen porcelain is quite expensive. These figures cost 3000-3500€ each, the plates and cups are 100-300€ each.

Such a simple “leaf” with dragon costs 231€.

The visitors of the museum will see a small master-class of the porcelain production. In four rooms they are told about the basic things in production of the porcelain staff.

To make a simple cup or an element of a statue (with help of a press-form), an experienced master spends not more than few minutes. Then they are being dried for a while and go inside an kiln for glazing.

During the glazing the volume of porcelain decrease for 20%. (The left cup is before the glazing, while the right one is the same cup after the glazing.)

Due to such volume decrease, the products should be very uniform, otherwise they will be deformed in the kiln. It is especially important for complex products.

Yes, the complex sculptures are assembled from a simple elements.

Small ornaments, different flowers, are assembled by hands a leaf after the leaf.

If it is needed the porcelain is painted and goes to the kiln once more. Some of the products are decorated by traditional ornaments of blue color.

Other are decorated by full-color pictures or covered with gold. The paints are produced at the manufacture according to old receipts which are kept in a secret. It should be noted, that the color of the paints is severely changed during the glazing, so to paint some complex picture with correct colors is very-very hard.

All the documents and forms for all the products ever done are stored in the manufacture archive. Which means that every product can be produced again. For example, this elephant: designed 1731/32, produced 1923.

Here you can see two crossed swords, the symbol of the Meissen manufacture, which is painted at the every product.

Heads for smoking pipes.

At one of the museum’s floors stay thematic stands with porcelain produced for customers from different countries. It was not a big surprise to find out that a lot of porcelain was and is being sold to Russia: while the people lives in shit, the rules like to eat from foreign porcelain.

“Big Russian order”. The Russian Queen Ekaterina II made an order for Meissen manufacture to produce 40 porcelain sculptures. This order was being done from 1772 till 1775 by the masters Johann Joachim Kaendler and Michel-Victor Acier. Well, looking at the present day prices, you can guess, how much it cost back in XVIII century, when it was the only porcelain manufacture outside China, and the transport was possible only by means of horses. In 1776 Ekaterina ordered a sculpture of her favorite dog Lizetta. To achieve the maximum likeness with the “original”, a drawings and text descriptions of the animal were sent to Kaendler from Moscow. Here you can see this bitch Lizetta!

“To eat like a tzar”. The Russian customers nowadays prefer the Meissen porcelain with gold relief ornaments. I guess, that Mr. Vladimir Putin is one of those customers. He used to serve in Dresden as the KGB spy, so he should know how fancy this porcelain is. So, while the Russian people say “Mr. Putin, go to hell!”, he eats as a tzar, and doesn’t care.

Year, the previous text was referring to this service.

In other countries, rich of oil, rich guys also like to eat as tzar.

American eagle.

For ones who wish to feel themselves as kings, there is a restaurant at the top floor of the museum. The food is served at the Meissen porcelain. Three-dishes menu, served at the dishes from three different centuries. As a souvenir you get an artistically decorated menu of the restaurant.

The price is 32€. I was hungry, but resisted to templation =D

Temporary exhibition “Meissen porcelain and time”.

The best design: the angel of death is counting your life-time.

Also there I read a cool quote of Auguste Rodin at the wall: “Nothing is waste of time, if you use experience wisely”. This justifies my life :)

Ok, this is almost the end, here are some more pics taken at the way from the fabric to the train station:

The back-yard of the museum. I think those are the tubes of the kilns for the porcelain.

Nice yard.

By the way, many people, visiting Spain, say that there the schedule of the restaurants is not convenient, because it is possible to have lunch from 13:00 to 16:00 in most places only. Then most of the restaurants are closed till the dinner, around 20:00. In small German towns it is even worse. At least in Saxony people have dinner about 12:00, so at 14:00 all the restaurants in Meissen were already closed or closing. I didn’t though about it in advance, so I got only a small hot-dog at the Christmas market and headed back to Dresden, to have my lunch at home.

This house attracted my attention by the style of the part of the upper floor an of the tower, different from the style of the rest of fasade.

Here we have nice narrow and small yellow house, surrounded by larger buildings.

Ufff… that’s it, at last, the today post seems to be quite huge :)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *